Категории раздела

Главная » Статьи » Мои статьи

Социальная психология Лекция 3 для 21-24 групп

Тема 3. Восприятие партнёров при взаимодействии в медицинской практике

Содержание: Понятие социальной перцепции. Особенности восприятия и понимания людьми друг друга. Механизмы и эффекты межличностного восприятия (стереотипизация, идентификация, эмпатия, рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция).

Понятие социальной перцепции

В процессе взаимодействия огромную роль играют восприятие и взаимопонимание людьми друг друга. От того, насколько они эффективны, зависят результаты и содержание совместной деятельности. Процесс восприятия одним человеком другого является обя­зательной составной частью общения.

Термин «социальная перцепция» ввел американский психо­лог Джером Брунер (1947).

Социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, групп, социальных общностей.

В социальном восприятии человека в целом всегда присутст­вуют оценка других людей и отношение к ним в эмоциональном и поведенческом планах. На основе восприятия человека человеком у нас формируется представление о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках, и определяется собственное поведение.

Межличностное восприятие (синоним — социальная перцепция) представляет собой сложный процесс:

  1. восприятия внешних признаков других людей;
  2. последующего соотнесения полученных результатов с их действительными личностными характеристиками;
  3. интерпретации и прогнозирования на этой основе возможных их поступков и поведения.

Этот процесс осуществ­ляется с двух сторон. Следовательно, при взаимодействии людей в совместной деятельности должны быть приняты в расчет не только потребности, мотивы и установки одного человека, но и всех людей, участвующих в общении.

Успешность социального восприятия

Успешность или точность социального восприятия зависит от факторов восприятия людьми друг друга, к ним относятся:

  • личностные качества субъектов восприятия;
  • психологическая чувствительность (способность чувствовать, выражать свои эмоции);
  • психологическое состояние субъектов, в момент, когда осуществляется социальная перцепция;
  • навыки и умения восприятия и наблюдения;
  • особенности проявления восприятия у его субъектов;
  • знание возможностей, трудностей восприятия другого человека;
  • знание способов предупреждения наиболее вероятных ошибок восприятия;
  • условия (ситуация), в которых осуществляется социальная перцепция;
  • умения прислушаться к мнению других людей.

 

В процессе межличностного восприятия выде­ляют два главных аспекта:

  1. психологические и социальные особенности субъекта и объекта восприятия;
  2. механизмы и эффекты межличностного отражения.

 

  1. Психологические и социальные особенности субъекта и объекта восприятия

В восприятии и оценке людьми друг друга существуют различия индивидуаль­ные, половые, возрастные, профессиональные. Но наи­большее значение в формировании оценки партнера по общению имеют психологические качества человека и имеющаяся у него система установок.

Внутренние психологиче­ские и социальные установки субъекта восприятия как бы «запускают» определенную схему социальной перцепции. Особенно важны такие установки при формировании первого впечатления о незнакомом человеке.

К наиболее существенным свойствам наблюдаемого человека можно отнести:

  • выражение лица, например, «умные глаза», «волевой подбородок», «добрая улыбка» и т.п.
  • способы выражения экспрессии (чувств), жесты и позы, походка,
  • оформление облика (одежда, прическа),
  • особенности голоса и речи.

Воспитываясь в определенной культурной и национальной среде, ребенок усваивает набор экспрессивных средств, с помо­щью которых среди взрослых принято выражать свои состояния и желания, и одновременно учится «считывать» с поведения и внешности других людей признаки, с помощью которых можно их понять и оценить.

Можно выделить психоло­гические механизмы межличностного восприятия, которые, позволяют осуществлять переход от внешнего восприятия к оценке, отношению и прогнозу. 

 

  1. Механизмы социальной перцепции или межличностного восприятия - способы, по­средством которых люди интерпретируют действия, понимают и оценивают другого человека.

К ним относятся:

  1. восприятие других людей (стереотипизация);
  2. познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);
  3. познание самого себя в процессе общения (рефлексия);
  4. прогнозирование поведения партнера по взаимодействию (каузальная атрибуция).

 

  1.      На восприятие других людей большое влияние оказывает процесс стереотипизации.

Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Наиболее известны этнические стереотипы — образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера.

Например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, холодности немцев.

  1. К механизмам познания и понимания относятся идентификация, эмпатия и атракция.
  • Идентификация представляет собой такой способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоя­нии строится на основе попытки поставить себя на место партне­ра по общению. То есть происходит уподобление себя другому.

При идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Человек ведет себя так, как, по его мнению, строил бы в данной ситуации свое поведение этот человек.

Идентификация имеет особое личностное значение на опре­деленном возрастном этапе, в старшем подрост­ковом и юношеском возрастах, идентификация определяет характер отношений между подростком и значимыми для него взрослыми или сверстниками (например, отношение к кумиру).

  • Эмпатию можно определить, как эмоциональное вчувствова­ние или сопереживание другому, понимания внутреннего состояния другого. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он до­пускает право на существование этих разных точек зрения, тем выше у него эмпатия. Эмпа­тия, эмпатийность в отношении с партнером по общению может рассматриваться как одна из наиболее важных профессиональных качеств медицинского работника.
  • Аттракция (в дословном переводе - привлечение) может быть рассмотрена как особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или еще более глубокого интимно-личностного отношения.
  1. Механизм самопознания в процессе общения получил назва­ние социальной рефлексии. Социальная рефлексия — это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Иначе говоря, это знание того, как другой знает меня.

Полнота представлений чело­века о самом себе в значительной степени определяется:

  • богатст­вом его представлений о других людях;
  • широтой и разнообразием его социальных контактов, позволяющих проанализировать отно­шение к себе со стороны различных партнеров по общению.
  1. Универсальный механизм интерпретации мотивов и причин поступков другого человека является механизм каузальной атрибуции (стремление к выяснению причин поведения субъекта).

Различают три типа каузальной атрибуции:

  1. личностную - причина приписывается тому, кто совершает поступок;
  2. объективную - причина приписывается объекту, на кото­рый направлено действие;
  3. обстоятельственную - причина приписывается внешним обстоятельствам.

Например, успех на экзамене однокурсника

  • мы можем приписывать его высоким умственным способностям (личностная атрибуция),
  • а можем приписывать факту, что билет достался легкий (объективная ат­рибуция),
  • или что во время экзамена удалось воспользоваться шпаргалкой (обстоятельственная атрибуция).

Люди не всегда правильно приписывают личностные качества другим. Установка влияет на восприятие человека, что может привести к искажению содержания. При этом степень приписывания зависит от таких ос­новных показателей, как степень уникальности или типичности поступка и степень социальной желательности или нежелательно­сти.

Эффекты межличностного восприятия

Факторы, оказывающие влияние на формирование первого впечатления о другом человеке:

  1. превосходство партнера по общению,
  2. привлекательность партнера по общению,
  3. отношение к наблю­дателю.
  1. Фактор превосходства - «запускает» схему социально­го восприятия в ситуации неравенства партнеров (наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для не­го параметру - уму, материальному, социальному положению и др.).
  2. Фактор привлекательности - реализует схему, связанную с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне.
  3. Фактор отношения к наблюдателю - ставит в зависи­мость восприятие партнера по общению от его отношения к на­блюдателю: людей, которые к нам хорошо относятся или разде­ляют важные для нас идеи, мы склонны оценивать позитивно.

В процессе восприятия возможны искажения воспринимае­мого образа, которые обусловлены социально-психологическими эффектами межличностного восприятия.

Среди них эффекты новизны, первичности, ореола.

Наиболее значимой информацией о ком-то является первая и последняя, это выражается в эффекте первичности и новизны.

  • Эффект первичности и новизны подчеркивает важность определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем:
  • при противоречивой информации о незнакомом человеке боль­ший вес придается данным, полученным вначале;
  • при общении со старыми знакомыми больше доверяем последней информации.

Важной сферой исследования социальной перцепции являет­ся изучение процесса формирования первого впечатления о дру­гом человеке.

  • Эффект ореола

Большое значение на формирование первого впечатления о человеке оказывает эффект положительного или отрицательного ореола.

Эффект ореола заключается в приписывании несущест­вующих черт человеку в зависимости от полученной информа­ции.

  • Эффект проекции связан с приписыванием собеседнику сво­их достоинств или недостатков.
  • Эффект новизны - последняя, более новая информация оказывается наиболее значимой.
  • Эффект последовательности - на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения, предъявляемые о нем в первую очередь. Обычно тот, кто хочет навредить человеку, узнав о нем что-то недостойное и даже не проверив информацию, бежит рассказать начальнику или его ближайшему окружению. Оправдываться, что все было не так, на таком неблагоприятном фоне значительно труднее.
  • Эффект стереотипизации обусловлен наличием специфических образов, имеющихся в опыте человека, - стереотипов.

Стереотипы играют как положительную, так и отрицатель­ную роль:

  • помогают принимать решения в типичной, повторяющей­ся ситуации, сокращая время реагирования и ускоряя процесс по­знания;
  • стереотипное поведение препятствует приня­тию новых решений.

Умение преодолевать мешающие стереотипы является важным условием социальной адаптации. В результате стереотипизации формируется социальная уста­новка - предрасположенность, готовность человека восприни­мать что-то определенным образом и действовать тем или иным способом.

Сформировавшиеся социальные установки обладают устойчивостью и ведут к приобщению индивида к системе норм и ценностей дан­ной социальной среды.

 

Формирование социальных установок

 

     Франко-канадский психолог ЖоГодфруа выделил три основных этапа в формировании социальных установок у человека в процессе социализации:

  1. Первый этап - период детства до 12 лет. Уста­новки, развивающиеся в этот период, соответствуют родитель­ским моделям.
  2. Второй этап с 12 до 20 лет установки приобретают более кон­кретную форму. На этом этапе формирование установок связано с усвоением социальных ролей.
  3. Третий этап охватывает период от 20 до 30 лет и характеризуется кристаллизацией социальных установок, формированием на их основе       системы убеждений.                                                                                                           

К 30 годам установки человека приобретают стабильность и фиксированность.

   Знание закономерностей восприятие партнера по общению помогает эффективному нала­живанию отношений. Проблема социальной перцепции ориентирует каждого члена общества на осознанное восприятие конкретных людей групп и, следовательно, на продуктивное взаимодействие с ними.

 

Изучение материалов учебной литературы. Учеб. пособие Ефимова Н.С. "Психология общения" стр. 65-72.

Для составления данной лекции использовался материал:

- Ефимова Н.С. "Психология общения"

- Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей.

- Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений.

- Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология.

Категория: Мои статьи | Добавил: otti (20.04.2022)
Просмотров: 1911 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0