Главная » Статьи » Мои статьи |
Тема 3. Восприятие партнёров при взаимодействии в медицинской практике Содержание: Понятие социальной перцепции. Особенности восприятия и понимания людьми друг друга. Механизмы и эффекты межличностного восприятия (стереотипизация, идентификация, эмпатия, рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция). Понятие социальной перцепции В процессе взаимодействия огромную роль играют восприятие и взаимопонимание людьми друг друга. От того, насколько они эффективны, зависят результаты и содержание совместной деятельности. Процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составной частью общения. Термин «социальная перцепция» ввел американский психолог Джером Брунер (1947). Социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, групп, социальных общностей. В социальном восприятии человека в целом всегда присутствуют оценка других людей и отношение к ним в эмоциональном и поведенческом планах. На основе восприятия человека человеком у нас формируется представление о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках, и определяется собственное поведение. Межличностное восприятие (синоним — социальная перцепция) представляет собой сложный процесс:
Этот процесс осуществляется с двух сторон. Следовательно, при взаимодействии людей в совместной деятельности должны быть приняты в расчет не только потребности, мотивы и установки одного человека, но и всех людей, участвующих в общении. Успешность социального восприятия Успешность или точность социального восприятия зависит от факторов восприятия людьми друг друга, к ним относятся:
В процессе межличностного восприятия выделяют два главных аспекта:
В восприятии и оценке людьми друг друга существуют различия индивидуальные, половые, возрастные, профессиональные. Но наибольшее значение в формировании оценки партнера по общению имеют психологические качества человека и имеющаяся у него система установок. Внутренние психологические и социальные установки субъекта восприятия как бы «запускают» определенную схему социальной перцепции. Особенно важны такие установки при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. К наиболее существенным свойствам наблюдаемого человека можно отнести:
Воспитываясь в определенной культурной и национальной среде, ребенок усваивает набор экспрессивных средств, с помощью которых среди взрослых принято выражать свои состояния и желания, и одновременно учится «считывать» с поведения и внешности других людей признаки, с помощью которых можно их понять и оценить. Можно выделить психологические механизмы межличностного восприятия, которые, позволяют осуществлять переход от внешнего восприятия к оценке, отношению и прогнозу.
К ним относятся:
Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Наиболее известны этнические стереотипы — образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера. Например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, холодности немцев.
При идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Человек ведет себя так, как, по его мнению, строил бы в данной ситуации свое поведение этот человек. Идентификация имеет особое личностное значение на определенном возрастном этапе, в старшем подростковом и юношеском возрастах, идентификация определяет характер отношений между подростком и значимыми для него взрослыми или сверстниками (например, отношение к кумиру).
Полнота представлений человека о самом себе в значительной степени определяется:
Различают три типа каузальной атрибуции:
Например, успех на экзамене однокурсника
Люди не всегда правильно приписывают личностные качества другим. Установка влияет на восприятие человека, что может привести к искажению содержания. При этом степень приписывания зависит от таких основных показателей, как степень уникальности или типичности поступка и степень социальной желательности или нежелательности. Эффекты межличностного восприятия Факторы, оказывающие влияние на формирование первого впечатления о другом человеке:
В процессе восприятия возможны искажения воспринимаемого образа, которые обусловлены социально-психологическими эффектами межличностного восприятия. Среди них эффекты новизны, первичности, ореола. Наиболее значимой информацией о ком-то является первая и последняя, это выражается в эффекте первичности и новизны.
Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке.
Большое значение на формирование первого впечатления о человеке оказывает эффект положительного или отрицательного ореола. Эффект ореола заключается в приписывании несуществующих черт человеку в зависимости от полученной информации.
Стереотипы играют как положительную, так и отрицательную роль:
Умение преодолевать мешающие стереотипы является важным условием социальной адаптации. В результате стереотипизации формируется социальная установка - предрасположенность, готовность человека воспринимать что-то определенным образом и действовать тем или иным способом. Сформировавшиеся социальные установки обладают устойчивостью и ведут к приобщению индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды.
Формирование социальных установок
Франко-канадский психолог ЖоГодфруа выделил три основных этапа в формировании социальных установок у человека в процессе социализации:
К 30 годам установки человека приобретают стабильность и фиксированность. Знание закономерностей восприятие партнера по общению помогает эффективному налаживанию отношений. Проблема социальной перцепции ориентирует каждого члена общества на осознанное восприятие конкретных людей групп и, следовательно, на продуктивное взаимодействие с ними.
Изучение материалов учебной литературы. Учеб. пособие Ефимова Н.С. "Психология общения" стр. 65-72. Для составления данной лекции использовался материал: - Ефимова Н.С. "Психология общения" - Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. - Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. - Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология. | |
Просмотров: 1911 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |