Главная » Статьи » Мои статьи |
Тема 1.2 Медицинские аспекты познавательных психических процессов Содержание учебного материала: Познавательные психические процессы. Ощущения: механизм формирования, виды. Восприятие: основные характеристики, сенсорная депривация. Внимание: виды. Память: виды и особенности памяти. Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. К познавательным психическим процессам относятся ощущения, восприятие, представление, память, внимание, мышление, воображение, речь.
Ощущения Основой знания об окружающем мире являются ощущения. Знакомясь с окружающим миром, человек активно взаимодействует с ними различает цвет, форму, размеры предметов и объектов, слышит звуки, чувствует запахи, пробует вкус. Это и составляет наши ощущения. Ощущение - отражение человеком отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Механизмы формирования ощущений Роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до ЦНС как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды. Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из:
В основе любого психического процесса, в том числе ощущения, лежат физиологические процессы возбуждения и торможения, протекающие в больших полушариях мозга. Виды ощущений (классификация)
К ним относятся:
К интероцептивным ощущениям также относятся ощущения равновесия, возникающие в результате деятельности вестибулярного анализатора и обеспечивающие вертикальное положение тела. Особое внимание среди интероререцептивных ощущений заслуживает боль.
С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т.д. Утрата таких ощущений чревата грубыми расстройствами походки и выполнения автоматизированных двигательных актов (напр., еды). Восприятие Человек, познавая окружающий мир, воспринимает не отдельные свойства (ощущения), а предмет в целом, т. е. человеческий мозг, выделяя свойства предметов и явлений, тут же объединяет их в какой-либо образ. Такой процесс называется восприятием. Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений окружающего мира, возникающие при непосредственном воздействии на органы чувств. В реальной жизни ощущение и восприятие неразрывно связаны между собой. Например, мы видим вдалеке человека, и по мере его приближения начинаем различать цвет волос, особенности прически, строение носа и т. д., т.е. выделяем отдельные черты внешнего облика, а затем вновь происходит объединение, и мы узнаем в этом прохожем своего приятеля.
Виды восприятия Вид восприятия определяется по тому анализатору, который наиболее значим. Чаще всего выделяются такие виды, как: зрительное, слуховое, осязательное. Иногда сразу несколько анализаторов занимают ведущее место. Такие сложные виды восприятия имеют двойное название. Например, при просмотре телевизионных передач, театральных пьес ведущую роль играет зрительно-слуховое восприятие.
Особенности ухода среднего медицинского работника за больными с различными нарушениями восприятий:
Сенсорный голод (сенсорная депривация). Сенсорная адаптация
Вся информация от органов чувств поступает в мозг. Нехватка каждого вида информации вызывает свой вариант голода. Хочется на что-нибудь поглядеть, что-то понюхать, пожевать, послущать, пощупать. Сенсорный голод (сенсорная депривация) - это недостаток или отсутствие внешних раздражителей. Он особенно опасен в детском возрасте. Без раннего сенсорного опыта может произойти атрофия клеток в сенсорных системах. Слух и зрение функционируют уже у семимесячного плода. Сенсорная адаптация - это приспособления органа чувств к внешнему раздражителю. Например: Из-за адаптации быстро перестают ощущаться как самые изысканные духи, так и неприятные запахи урологического отделения. Точно так же постепенно мы можем перейти от соленой пищи к несоленой, и наоборот. Существует эмоциональная адаптация. Вчера все было радостно, восторженно, ослепительно красиво и пахло весной, а сегодня все грустно, равнодушно, безобразно и пахнет плесенью. Социально-психологическая адаптация. Человек в новом коллективе тоже должен перестроиться, приспособиться, прижиться. От этого зависит, как сложатся межличностные взаимоотношения.
Внимание Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Виды внимания Одна из классификаций внимания основана на зависимости внимания от уровней психической регуляции. Выделяют:
Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении объектов, которые могут иметь в данный момент наиболее важный жизненный или личностный смысл. Непроизвольное внимание возникает под влиянием внешних и внутренних факторов:
Следует учитывать не только абсолютную, но и относительную силу раздражителя и особенно контраст между раздражителями. Например: Днем звук шагов по больничному коридору едва ли привлечет внимание медсестры, зато ночью даже тихие шаги становятся весьма сильным раздражителем. Привлекает внимание и все необычное, пульсирующее, движущееся. На этих закономерностях построена реклама.
Направление непроизвольного внимания человека связано с общей направленностью личности. Кроме того, человек часто обращает внимание только на детали, отвечающие его ожиданиям. Например: Медсестра, ожидающая от пациентов нарушения лечебно-охранительного режима и неуважительного отношения к себе, скорее всего будет замечать и интерпретировать действия пациентов в соответствии со своими ожиданиями. Непроизвольное внимание дано человеку от природы и зависит от подсознательной установки. Например: Если медсестре ее работа не нравится, то она может не заметить усиления отечности лица у пациента или запаха ацетона в палате.
Произвольное внимание особенно нужно там, где объект обладает недостаточно привлекательными, интересными и новыми качествами (изучение малоинтересного предмета). Произвольное внимание воспитывается и без специального обучения не существует. Уровень развития такого внимания характеризует направленность интересов человека, его личностные, волевые качества. Если непроизвольным вниманием «командуют» внешние объекты, то хозяином произвольноro внимания является сам человек: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что». Внешние условия тоже влияют на организацию произвольного внимания. Например: Трудно заставить себя быть внимательным в непривычной обстановке, когда появляется много дополнительных конкурирующих раздражителей. Лучше работается там, где есть четкий режим, рабочее место специально подготовлено (ничего лишнего), устранены сильные посторонние раздражители. Вместе с тем не стоит требовать полной, «стерильной» тишины. Дополнительные раздражители могут даже способствовать концентрации внимания. Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное тесно связаны между собой и порой переходят друг в друга.
Память
Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация вpeмeнныx нервных связей в мозге. Временные связи и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы чувств при наличии у человека ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям. Виды и особенности памяти Человек пользуется в жизни различными видами памяти. Основные критерии памяти: По времени сохранения материала:
В работах Эббингауза (1885), Миллера (1956) показано, что кратковременная память в среднем не может одновременно хранить более 7 элементов. В зависимости от сложности элементов это число может колебаться от 5 до 9 (7±2). Если необходимо в течение короткого времени сохранить информацию, включающую более 7 составляющих, мозг почти бессознательно группирует эту информацию таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало предельно допустимого. На переход информации из кратковременной памяти в долговременную влияют:
Многие студенты садятся за учебники только в сессию и исключительно для того, чтобы получить хорошую отметку. Зубрежка перед самым экзаменом - вещь сравнительно бесполезная с точки зрения приобретения знаний. Забывание Память - это способность не только к запоминанию, но и к забыванию информации. На забывание влияют следующие факторы: 1. Возраст Пожилые люди склонны забывать недавние события или то, что им предстоит сделать. Они могут поражать способностью вспоминать прошлое. На самом деле они рассказывают, как правило, о достопримечательных событиях. Такие события столько раз пересказываются самим человеком или его близкими, что навсегда остаются в памяти.Когда пожилые люди сталкиваются с новыми обстоятельствами, с непривычными действиями, например, в случае госпитализации, им нужно время, чтобы освоить новое. Большую помощь им могут оказать памятки:
Например: Если перед тем как студент начинает готовиться к экзамену, он получит дурные вести, то усвоение материала будет ослаблено.
Например: Дети, пострадавшие от сексуального насилия, часто боятся рассказать о случившемся. Воспоминания об этом бывают столь болезненными, что они вытесняются, но обычно всплывают вновь уже у взрослого человека.
Например: Мы можем «забыть» заплатить долг, «забыть» о неприятном нам свидании, и несданном экзамене, глупом поступке.
Кривая забывания или кривая Эббингауза была получена вследствие экспериментального изучения памяти немецким психологом Германом Эббингаузом. Эббингауз был увлечён идеей изучения «чистой» памяти — запоминания, на которое не влияют процессы мышления. Для этого им был предложен метод заучивания бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и гласной между ними, не вызывающими никаких смысловых ассоциаций. В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идёт вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остаётся 35 % от изученного. Далее процесс забывания идёт медленно, и через 6 дней в памяти остаётся около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остаётся в памяти и через месяц. Медсестре необходимо обратить внимание на пациентов, получающих эти препараты, и напоминать им о распорядке дня, предстоящих процедурах устно или письменно.
Вопросы для самоподготовки
Самостоятельная работа обучающихся:Изучение материалов учебной литературы. Учеб. пособие Полянцева О.И. «Психология» стр. 52-76. Составление рекомендаций по способам оптимизации памяти и обучения. Составление рекомендаций для медицинской сестры по тактике взаимодействия с пациентами с нарушением памяти. Для составления данной лекции использовался материал: - Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. - Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. - Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология. | |
Просмотров: 618 | Рейтинг: 4.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |