Категории раздела

Главная » Статьи » Мои статьи

Лекция №6 СД 2 семестр ПО "Структура и типология конфликтов"

Тема 6: "Структура и типология конфликтов"

Содержание: Понятие  о конфликте. Типология конфликтов. Структурные элементы конфликта. Конструктивный и деструктивный конфликт. Иллюзии в конфликтах. Конфликтная ситуация и инциндент.

Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс.

Конфликты – это норма жизни.

Конфликт – это обострение противоречий.

Однако хотим мы того или нет, нравится нам или не нравится, но конфликты в нашей жизни неизбежны. А раз так, то остается лишь позаботиться о том, чтобы уменьшить вред, который он способен принести и извлечь из него пользу.

Типология конфликтов

- внутриличностные

- межличностные

- групповые

- конфликты в организациях

 - межгрупповые конфликты между большими социальными группами.

 

Структурные элементы конфликта

1)                 конфликтующие стороны

Участники конфликта – конфликтанты, а также могут присоединяться сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы.

2)                 зона разногласий

Предмет спора, факт или вопрос, вызвавший разногласие. Нередко участники конфликта сами не очень четко ее представляют.

3)                 представление о ситуации

Конфликтанты видят дело по разному. Никто не знает, как представляет себе данную ситуацию другой, пока тот не сообщит об этом.

4)                 мотивы

У каждого человека складывается свой комплекс установок, потребностей, интересов, мнений, на основе которых воспринимает и оценивает все с чем сталкивается.

5)          действия

действия каждой стороны мешают другой стороне достичь своей цели.

Социальные конфликты могут выполнять двоякого рода функции - негативные (деструктивные) и позитивные (конструктивные). Задача состоит в том, чтобы ограничить негативные и использовать позитивные функции.

К важнейшим негативным функциям конфликта относятся:

- ухудшение социального климата, снижение производительности труда, увольнение части работников в целях разрешения конфликта;

- неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга;

- уменьшение сотрудничества между конфликтующими сторонами в ходе конфликта и после него;

- дух конфронтации, затягивающий людей в борьбу и заставляющий их стремиться больше к победе во что бы то ни стало, чем к решению реальных проблем и преодолению разногласий;

- материальные и эмоциональные затраты на разрешение конфликта.

Главными позитивными функциями социального конфликта являются:

- конфликт не дает сложившейся системе отношений застыть, он толкает их к изменению и развитию, открывает дорогу инновациям, способным ее усовершенствовать;

- он играет информационную и связующую роль, поскольку в ходе конфликта его участники лучше узнают друг друга;

- конфликт способствует структурированию социальных групп, созданию организаций, сплочению коллективов единомышленников;

- он снимает "синдром покорности", стимулирует активность людей;

- он стимулирует развитие личности, рост у людей чувства ответственности, осознание ими своей значимости;

- в возникающих при конфликте критических ситуациях выявляются незаметные до того достоинства и недостатки людей, создаются условия для оценки людей по их моральным качествам - стойкости, мужеству и т.д., для выдвижения и формирования лидеров;

- развязывание конфликта снимает подспудную напряженность и дает ей выход;

- конфликт выполняет диагностическую функцию (иногда полезно даже его, чтобы прояснить обстановку и понять состояние дел).

Типичные иллюзии конфликтантов.

Иллюзия «выигрыша-проигрыша».

Это представление человека о том, что в любом конфликте один выигрывает, а другой проигрывает. Но во многих случаях есть и другие варианты исхода конфликта, например "проигрыш-проигрыш", "выигрыш-выигрыш". Иллюзия, что существует только альтернатива выиграть или проиграть, ведет к обострению конфликта до такой степени, что победа уже не дает ощущения выигрыша.

Иллюзия «самооправдания». Мы предубеждены в пользу самих себя. Мы склонны оправдывать собственное поведение, преувеличивать наши добрые дела и преуменьшать дурные стороны наших скверных поступков, а то и вовсе не признаваться в них.

Иллюзия «плохого человека». Тот кто говорит или действует не так как нам хотелось бы вызывает негативную реакцию у нас, неприязнь и т.д.

 

Психологическая структура конфликта может быть описа­на с помощью двух важнейших понятий: конфликтной ситуации и инцидента.

Конфликтная ситуация - это объективная основа кон­фликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон.

По сути дела, это еще не сам конфликт, так как существующее объективное противоречие мо­жет определенное время не осознаваться участниками взаимо­действия.

Конфликтная ситуация имеет весьма определенную структу­ру, в которой присутствуют:

объект конфликта - реальный или идеальный предмет, являющийся причиной спора;

стороны конфликта или его участники, в качестве которых могут выступать отдельные люди или группы людей.

Для сторон характерно наличие у них внешней и внутренней позиции в конфликте.

Внешняя позиция - ­это та мотивировка участия в конфликте, которая открыто предъ­является сторонами своим оппонентам (так чаще всего называ­ются участники конфликтного взаимодействия). Она может сов­падать, а может и не совпадать с внутренней позицией, представ­ляющей собой набор тех истинных интересов, мотивов и ценностей, которые принуждают человека или группу включать­ся в конфликт. Внутренняя позиция зачастую скры­та не только от оппонентов и наблюдателей, но и от самого субъ­екта, так как может является неосознаваемой.

Нужно отметить, что осознание внутренней мотивации - это важный шаг к про­дуктивному разрешению конфликта.

В качестве примера такого несовпадения внутренней и внешней позиций можно привести типичный конфликт подростка и взросло­го, в котором за внешне агрессивной позицией ребенка, как правило, стоит потребность в признании, уважении, необходимость поддер­жания значимости своего «Я», неосознаваемая им самим.

Конфликт становится психологической реальностью для уча­стников с момента возникновения инцидента.

Инцидент - это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в их интересах и целях.

То есть инцидент - это осознание конфликтной ситуации.

Он мо­жет протекать в различных формах скрытой и открытой.

Скрытый инцидент разворачивается на уровне осозна­ния участниками конфликтности происходящего, но может никак не проявляться в их реальных отношениях и реакциях.

Открытый инцидент разворачивается как серия кон­фликтных действий участников по отношению друг к другу.

Динамика конфликта, то есть закономерности его развития находится в полном соответствии с его структурой.

Можно выде­лить четыре основные стадии развития конфликта (схема Основные стадии развития конфликта):

I-я стадия Возникновение конфликтной ситуации

2-я стадия Осознание конфликта

3-я стадия Конфликтные действия

4-я стадия Разрешение конфликта

Таким образом, конфликт возникает с появлением объектив­ного противоречия в целях и интересах участников, становится для них психологической реальностью после осознания противо­речия, проходит стадию конфликтных действий и приходит к оп­ределенному разрешению.

Конструктивный конфликт - это конфликт, при котором благоприятный результат превышает все затраты, такой конфликт приводит к продуктивным, взаимовыгодным и согласованным решениям. При конструктивных конфликтах процесс приобретает важное значение в качестве конечного результата.

Деструктивный конфликт часто вытекает на фоне узости поставленных целей или негибких целевых задач, и в большинстве, по итогам таких конфликтов можно наблюдать только плачевные результаты. Могут быть использованы сторонами конфликта угрозы, враждебные действия, оскорбления личности.

Однако хотим мы того или нет, нравится нам или не нравится, но конфликты в нашей жизни неизбежны. А раз так, то остается лишь позаботиться о том, чтобы уменьшить вред, который он способен принести и извлечь из него пользу.

Категория: Мои статьи | Добавил: otti (20.03.2014)
Просмотров: 3842 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: