Категории раздела

Главная » Статьи » Мои статьи

Лекция №9 СД 1 семестр, ЛД №7 2 семестр: "Возрастные особенности пациентов"

Тема 1.9 Возрастные особенности пациентов

Содержание учебного материала: Взаимодействие медицинской сестры/фельдшера с пациентами детского возраста, подростками, людьми работоспособного возраста, пожилыми людьми.

Психическое развитие - это процесс, развертывающийся во времени и сопровождающийся как количественными, так и качественными изменениями. Возраст в психологии определяется как относительно ограниченная во времени ступень психического и личностного развития человека, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными особенностями.

Критериями развития психики выступают новообразования, представляющие собой те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание, отношение к окружающему миру, внутреннюю и внешнюю жизнь.

Психологические особенности возрастных периодов

Пренатальное развитие и роды (от зачатия до родов)

Созревание будущего младенца в пренатальный период происходит в строго контролируемой среде - матке - и происходит ряд этапов в жестко заданной последовательности. Но даже в материнской утробе внешняя среда оказывает влияние на его развитие. Практически с момента зачатия ребенок становится элементом ситуации, складывающейся в окружающей его среде и, появившись на свет, представляет собой отнюдь не "чистый лист". Ожидания и опасения, достаток и лишения, стабильность и потрясения, здоровье и болезни в тех семьях, где предстоит родиться детям, влияют не только на их последующую жизнь, но и на пренатальное развитие.

Хотя людям хотелось бы думать, что врожденные дефекты появляются только у чужих детей и как-то связаны с наследственностью их родителей, на самом деле это может произойти с каждым, и лишь незначительное количество таких дефектов объясняется действием генетических факторов. Большинство врожденных дефектов обусловлено воздействием средовых факторов в течении пренательного периода или во время родов. Различные диагностические методы, специальные оздоровительные процедуры и консультации помогают снизить риск в период пренатального развития.

Стадия младенчества (от рождения до 1 года)

Приспосабливаться к новым условиям ребенку помогают наследственно-закрепленные механизмы - безусловные рефлексы. По физическому развитию судят о развитии интеллектуальном.

Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Отрыв от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что откладывает неизгладимый отпечаток на всю жизнь.

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)

Все основные новообразования связаны с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи, наглядно-действенного мышления. Базовая потребность в любви и понимании.

Кризис трех лет

Эльза Геллер выделила несколько важных симптомов этого кризиса:

  1. Негативизм. Ребенок отказывается подчиняться некоторым требованиям взрослых.
  2. Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигаются требования, чтобы с этой личностью считались.
  3. Строптивость. Это протест против порядков, которые существуют дома.
  4. Своеволие. Стремление к самостоятельности от взрослого (в намерениях, замыслах).
  5. Обесценивание взрослых.
  6. Протест - бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями.
  7. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму.

Из новообразований кризиса трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого, который является для ребенка образцом.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)

В этом возрасте формой идеальной совместной жизни со взрослыми становится игра. В игре воссоздается общий смысл человеческого труда, норм и способов взаимоотношения людей.

Развивается мышление: логическое, символическое, наглядно-образное. Это период становления личности, которая включает в себя систему мотивов и первичных этических норм, первые элементы самооценки.

Младший школьный возраст (от 7 до 10-11)

Этот период детства, ведущий в котором становиться учебная деятельности. Школа - это не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Основным новообразованием младшего школьного возраста является словестно-логическое мышление, умение произвольно регулировать свое поведение и управлять им.

Подростковый период (от 10-11 до 13-14)

Половое созревание. Скачок в физическом развитии, интенсивный рост скелета, а мышцы и другие системы могут не успевать. Ребенок постоянно приспосабливается к физическим и физиологическим изменениям, переживает "гормональную бурю". Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростка смягчаются при теплых, доверительных отношениях со взрослыми.

Гипертрофированные потребности в самостоятельности и общении со сверстниками, освобождение от опеки и контроля взрослыми.

Старший школьный возраст (15-17 лет)

Период на пороге реальной взрослой жизни. Притупляется острота восприятия сверстников, большой интерес вызывают взрослые, чей опыт помогает ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью.

Определяются в жизненных целях и настойчиво стремятся к их достижению. Сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Или мучительно ищут свой путь, не уверенны в себе, плохо себя понимают.

Юношеский возраст (17-18 до 20-23)

Представляет переход к зрелости. С биологической точки зрения уже взрослый, но социальной зрелости не достиг. Юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств.

Этому периоду свойственно: эгоцентризм мышления, максимализм суждений, пренебрежение к советам старших, недоверие и критиканство по отношению к старшим поколениям, неосознанная внушаемость влиянию ровесников (молодежная мода, жаргон, субкультура), бегство от общества или "ничегонеделание" (уход в наркотики, религиозные секты).

Зрелость ранняя (до 30 лет)

Соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни.

У людей происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности. Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Согласие с миром, способность быть собой - вот тот мотив, депривация которого оборачивается потерей смысла жизни. Эгоистические мотивы, мотивы удовольствий неадекватны согласию с миром.

30-45 лет. Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему и трудности в восприятии новых профессиональных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности может стать источником консерватизма, ригидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.

Кризис 40 лет. Коррективы жизненного замысла.

Может быть раньше и позже. Нередко вызывается и обостряется семейными отношениями. Дети, как правило вырастают и начинают жить своей жизнью, умирают некоторые близкие родственники и родственники старшего поколения. Уходят дети из семьи и это приводит к окончательному осознанию супружеских отношений. Зачастую бывает, что кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает. В случае возникновения кризиса 40 лет, человеку вновь приходится перестраивать свой жизненный замысел, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Завершающий период зрелости (55-65 лет)

Это период физиологического и психологического равновесия. Постепенный отход человека от активной трудовой и социальной жизни.

О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости.

После 75 лет возраст считается преклонным - человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое "Я" в духовных раздумьях о прожитых годах, и либо принимает "свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать", либо осознает, что жизнь прошла, наверное, зря.

Возраст

Ведущая деятель-ность

Направ-ленность познава-тельной деятель-ности

Развитие психических функций

 

Развитие личности

Психические новообразования

Новорож-денность (0 – 1 мес.)

Сложные рефлексы и рефлекторные комплексы

Развитие зрительного и слухового восприятия

Сложные рефлексы и рефлекторные комплексы

Младен-ческий (до года)

Непосредст-венное эмоциональ-ное общение

Сенсомо-торное развитие

Ориентация в параметрах объектов, развитие тонкой моторики

Бессознательная и зарождение сознательной деятельности

Потребность в общении, эмоциональное отношение к людям

Раннее детство (до 3 лет)

Предметная

Манипуля-ции с предметами и речь

Речь (пассивный и активный словарь), наглядно-действенное мышление

Эмоционально реагируют на все, что непосредственно воспринимают, желания неустойчивы, не могут их контролировать и сдерживать, зарождение самосознания

Речь, мышление

Дошколь-ный (3-7 лет)

Ролевая игра

Межлич-ностное общение

Творческое воображение, звуковая сторона речи, растет словарный запас, наглядно-образное мышление, формирование произвольной памяти

Эмоциональная регуляция действий, появление мотивов, связанных с самооценкой

Потребность в общественно значимой деятельности

Младший школь-ный (6-10)

Обучение

Первичные знания

Словесно-логическое мышление, опора на произвольную память

Включенность в учебную деятельность, в игровой мотивации акцент смещается с процесса на результат, учебно-познавательные мотивы, становление самооценки

Произвольность психических явлений, планирование, рефлексия

Подрост-ковый (до 14 лет)

Обществен-но полезная деятель-ность (учебная, трудовая, организа-ционная)

Система отношений в разных ситуациях

Постоянное приспособление к физиологи-ческим изменениям, теоретическое рефлексивное мышление

Эмоциональная и личностная нестабильность, тенденция к взрослости, формирование «Я-концепции», подростковые реакции, влияние на личность сверстников

Стремление к самостоятельности, взрослости, критическое отношение к окружающим, самооценка, умение подчиняться нормам коллектива

Юношес-кий (15-17)

Учебно-профес-сиональная

Профес-сиональная деятель-ность

Формально-логическое мышление, накопление и систематизация знаний, максимализм мышления

Испытывают эмоциональное напряжение, бояться выбора, более сложное отношение к себе, больший интерес вызывают взрослые, поиск смысла жизни, завершается период общей стабилизацией личности, контролем за своим поведением

Мировоззрение, профессиональные интересы, самоопределение.

 

Возраст

Отражение своего состояния пациентами

Дошкольный возраст

- отсутствие осознания болезни в целом;

- неумение формулировать жалобы;

- сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы болезни;

- восприятие лечебных и диагностических процедур как устрашающих мероприятий;

- усиление дефектов характера, воспитания ребенка в период болезни;

- чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от родителей.

Подростки

- пренебрежительное отношение к болезни, факторам риска;

- бравада как форма самозащиты при внутренней психологической ранимости.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: otti (13.10.2013)
Просмотров: 5262 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: