Главная » Статьи » Мои статьи |
Тема 1.9 Возрастные особенности пациентов Содержание учебного материала: Взаимодействие медицинской сестры/фельдшера с пациентами детского возраста, подростками, людьми работоспособного возраста, пожилыми людьми. Психическое развитие - это процесс, развертывающийся во времени и сопровождающийся как количественными, так и качественными изменениями. Возраст в психологии определяется как относительно ограниченная во времени ступень психического и личностного развития человека, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными особенностями. Критериями развития психики выступают новообразования, представляющие собой те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание, отношение к окружающему миру, внутреннюю и внешнюю жизнь. Психологические особенности возрастных периодовПренатальное развитие и роды (от зачатия до родов) Созревание будущего младенца в пренатальный период происходит в строго контролируемой среде - матке - и происходит ряд этапов в жестко заданной последовательности. Но даже в материнской утробе внешняя среда оказывает влияние на его развитие. Практически с момента зачатия ребенок становится элементом ситуации, складывающейся в окружающей его среде и, появившись на свет, представляет собой отнюдь не "чистый лист". Ожидания и опасения, достаток и лишения, стабильность и потрясения, здоровье и болезни в тех семьях, где предстоит родиться детям, влияют не только на их последующую жизнь, но и на пренатальное развитие. Хотя людям хотелось бы думать, что врожденные дефекты появляются только у чужих детей и как-то связаны с наследственностью их родителей, на самом деле это может произойти с каждым, и лишь незначительное количество таких дефектов объясняется действием генетических факторов. Большинство врожденных дефектов обусловлено воздействием средовых факторов в течении пренательного периода или во время родов. Различные диагностические методы, специальные оздоровительные процедуры и консультации помогают снизить риск в период пренатального развития. Стадия младенчества (от рождения до 1 года) Приспосабливаться к новым условиям ребенку помогают наследственно-закрепленные механизмы - безусловные рефлексы. По физическому развитию судят о развитии интеллектуальном. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Отрыв от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что откладывает неизгладимый отпечаток на всю жизнь. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) Все основные новообразования связаны с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи, наглядно-действенного мышления. Базовая потребность в любви и понимании. Кризис трех лет Эльза Геллер выделила несколько важных симптомов этого кризиса:
Из новообразований кризиса трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого, который является для ребенка образцом. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) В этом возрасте формой идеальной совместной жизни со взрослыми становится игра. В игре воссоздается общий смысл человеческого труда, норм и способов взаимоотношения людей. Развивается мышление: логическое, символическое, наглядно-образное. Это период становления личности, которая включает в себя систему мотивов и первичных этических норм, первые элементы самооценки. Младший школьный возраст (от 7 до 10-11) Этот период детства, ведущий в котором становиться учебная деятельности. Школа - это не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Основным новообразованием младшего школьного возраста является словестно-логическое мышление, умение произвольно регулировать свое поведение и управлять им. Подростковый период (от 10-11 до 13-14) Половое созревание. Скачок в физическом развитии, интенсивный рост скелета, а мышцы и другие системы могут не успевать. Ребенок постоянно приспосабливается к физическим и физиологическим изменениям, переживает "гормональную бурю". Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростка смягчаются при теплых, доверительных отношениях со взрослыми. Гипертрофированные потребности в самостоятельности и общении со сверстниками, освобождение от опеки и контроля взрослыми. Старший школьный возраст (15-17 лет) Период на пороге реальной взрослой жизни. Притупляется острота восприятия сверстников, большой интерес вызывают взрослые, чей опыт помогает ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью. Определяются в жизненных целях и настойчиво стремятся к их достижению. Сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Или мучительно ищут свой путь, не уверенны в себе, плохо себя понимают. Юношеский возраст (17-18 до 20-23) Представляет переход к зрелости. С биологической точки зрения уже взрослый, но социальной зрелости не достиг. Юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Этому периоду свойственно: эгоцентризм мышления, максимализм суждений, пренебрежение к советам старших, недоверие и критиканство по отношению к старшим поколениям, неосознанная внушаемость влиянию ровесников (молодежная мода, жаргон, субкультура), бегство от общества или "ничегонеделание" (уход в наркотики, религиозные секты). Зрелость ранняя (до 30 лет) Соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе. Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни. У людей происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности. Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Согласие с миром, способность быть собой - вот тот мотив, депривация которого оборачивается потерей смысла жизни. Эгоистические мотивы, мотивы удовольствий неадекватны согласию с миром. 30-45 лет. Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему и трудности в восприятии новых профессиональных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности может стать источником консерватизма, ригидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого. Кризис 40 лет. Коррективы жизненного замысла. Может быть раньше и позже. Нередко вызывается и обостряется семейными отношениями. Дети, как правило вырастают и начинают жить своей жизнью, умирают некоторые близкие родственники и родственники старшего поколения. Уходят дети из семьи и это приводит к окончательному осознанию супружеских отношений. Зачастую бывает, что кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает. В случае возникновения кризиса 40 лет, человеку вновь приходится перестраивать свой жизненный замысел, вплоть до смены профессии и создания новой семьи. Завершающий период зрелости (55-65 лет) Это период физиологического и психологического равновесия. Постепенный отход человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным - человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое "Я" в духовных раздумьях о прожитых годах, и либо принимает "свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать", либо осознает, что жизнь прошла, наверное, зря.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 5262 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |