Главная » Статьи » Мои статьи |
ТЕМА 2. Познавательные психические процессы.
Содержание: Понятие об ощущении и его физиологические основы. Основные характеристики восприятия. Виды и особенности памяти. Способы эффективного запоминания. Мышления и внимание как познавательный процесс психики. Познавательные процессы - это процессы, с помощью которых человек обогащает свои знания, познает окружающий мир. К познавательным психическим процессам относятся наши ощущения, восприятия, представления, память, внимание, мышление, речь. С помощью этих процессов мир в сознании отражается таким, каким он представляется человеку в данный момент, они позволяют возобновить в сознании прошлое, строить образные модели, обеспечивают решение задач, используя знания. Понятие об ощущении и его физиологические основы. Ощущение - это процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективной действительности при их непосредственном воздействии на воспринимающую часть анализатора (на органы чувств). Результатом процесса ощущения является возникновение сенсорного образа. Он обладает следующими свойствами: локализация, или положение в пространстве и времени; интенсивность, модальность. По модальности сенсорные образы делятся на экстероцептивные, интроцептивные и проприоцептивные. Для нас более известна экстероцепция – это всем знакомые пять видов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. С помощью зрительных ощущений человек способен различать до 180 тонов цвета, температурные ощущения - это ощущения тепла и холода. Тактильные - с помощью которых человек отражает качественные особенности предметов (их гладкость, шероховатость, плотность). Интероцептивный образ – это то внутреннее, «смутное» чувство, которое мы имеем относительно исходящих от наших внутренних органов сигналов. Нам обычно трудно выразить их словами и точно локализовать. Но роль этих внутренних ощущений велика, особенно в формировании наших потребностей и возникновении эмоций. Тревожность, страх – отрицательные эмоции не только потому, что предвещают что-то плохое, но и потому, что сопровождаются неприятными переживаниями: «сосет под ложечкой», сжимает сердце, бросает то в жар, то в холод, «мурашки» по коже и др. Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека. Проприоцепция, или кинестетические ощущения – неосозноваемые ощущения в мышцах и сухожилиях, отражающие движение нашего тела. Проприоцепция отвечает не только за все наши движения, но и за последующее психическое развитие. Не случайно для новорожденных «тестами на интеллект» являются показатели физического развития. «Кожный голод» в раннем детстве, отсутствие прикосновений, ласк приводят к формированию агрессивности ребенка и вносят свой вклад в развитии шизофрении. Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из: а) рецепторов; б) проводящих (афферентных) нервных путей, несущих информацию в соответствующие участки коры больших полушарий; в) центральные корковые отделы анализаторов, где происходит обработка нервных сигналов, поступающих от рецепторов. Общие закономерности ощущений. Если сила раздражителя, воздействующая на рецептор, очень мала, то ощущение не возникает. Надо, чтобы эта сила достигла определенной величины. Наименьшая сила раздражителя, при котором он вызывает осознанное ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Изменение чувствительности при длительном действии раздражителя называется адаптацией. Пр.: Вы вошли в помещение и ощущаете слабый запах. Через некоторое время вы этого запаха уже не ощущаете. Биологический смысл такой адаптации вполне понятен: однообразно действующий раздражитель не должен привлекать внимание, так как он существенно не изменит условия существования организма. Чувствительность зависит от взаимодействия между анализаторами. Пр.: Умеренные ощущения холода, в противоположность перегреванию организма, способствуют обострению слуха и зрения. Слабое освещение способствует восприятию звуков, сильное – мешает. Особенно тесно ощущения связаны с эмоциями. Всем известно, как влияет на настроение ощущение боли. Ощущения врожденные. Имеются наследственные различия в возможности развития того или иного ощущения. У одного человека может быть очень острое зрение, у другого – очень развитый слух.
Восприятие
Если ощущения являются в своей основе врожденными, то восприятия всегда вырабатываются в течении жизни. В их образовании принимают участие психологические процессы внимание и памяти. Чем чаще в прошлом мы встречались с каким-либо объектом, тем более полным, точным, разносторонним будет его восприятие. Восприятие тесно связано с эмоциями, чувствами. Потребности и интересы определяют избирательность восприятия: каждый отличает в объекте прежде всего то, что его больше интересует. Физиологические основы восприятия.Специальных органов восприятия нет. Материалы для восприятия дают анализаторы. В основе восприятия лежат сложные системы нервных связей. Воспринимая в первый раз незнакомый предмет (например, лимон), ребенок ощущает его круглую форму и желтый цвет (через зрительный анализатор), его своеобразный аромат (через обонятельный анализатор), мягкую, шероховатую поверхность ( через кожный и двигательный анализатор). Таким образом лимон выступает как сложный, комплексный раздражитель. Восприятие же есть результат синтетической деятельности коры, связь различных ощущений. Важнейшими особенностями восприятия: 1. Целостность - это свойство, позволяющее видеть предметы и явления как единое целое независимо от свойств входящих в него частей и элементов. 2. константность
Память
В структуре памяти можно выделить три основных звена: запоминание воспринятой информации, ее сохранение и извлечение того, что сохранилось. При этом запоминание может происходить либо в виде воспроизведения, либо в виде узнавания, если мы имеем дело с ранее известной информацией. Процессы памяти: -запоминание -хранение -забывание -воспроизведение Одним из количественных показателей, позволяющих оценить продуктивность запоминания, является объем памяти, т.е. количество элементов, или единиц информации, которое человек может воспроизвести сразу после запоминания, либо через какое-то время. Объем непосредственной памяти равен 7+2 единицы информации. Забывание – это естественный и даже необходимый процесс, освобождающий память для новой информации.
Функции: 1. Накопление и сохранение опыта, обеспечивающее выживание индивида. 2. Обеспечение связей прошлого и настоящего. Характеристики, описывающие память: -объем -скорость -длительность хранения -точность воспроизведения -помехоустойчивость По срокам хранения память делится на: 1.Мгновенная. Память на уровне рецепторов. Чрезвычайно малый срок хранения. Информация переносится в другую форму хранения или исчезает. За это время решается вопрос привлечет ли ретикулярную формацию внимание высших отделов головного мозга к поступившим сигналам. Объем памяти велик. Невозможно мгновенно воспроизвести информацию. 2.Кратковременная. Емкость 7+2 единицы. Хранение несколько минут. Затем информация переадресовывается в долговременную. 3.Промежуточная. Переход из кратковременной в долговременную. Объем и сроки хранения ограничены. Переход на прямую не происходит. Сначала из кратковременной в промежуточную, затем возвращается информация в кратковременную, затем в долговременную. Организм находит безопасное место и условия перевода из промежуточной в кратковременную. Пр.: сон. Сон в контексте памяти Сон – как необходимое условие переработки полученной за день информации. Фазы сна – медленный: логическая переработка информации, снижается тонус мышц, замедляется дыхание, сердцебиение, нет активности глаз, нет сновидений, 80% приходится на эту фазу, более глубокий сон. Быстрая фаза сна: информация пересылается в кратковременную, повышается артериальное давление, активность мозга, пульс, глазные яблоки шевелятся, дергаются мышцы лица и конечностей, есть сновидения, 20% времени. 4.Долговременная. Не ограничена по объему и времени хранения, существует проблема доступности нас к этой информации и извлечение ее от туда. Два буфера: 1. человек имеет постоянный доступ, 2. не имеет произвольного допуска.
По объекту запоминания: -образная -словесно-логическая -двигательная -эмоциональная
Запоминание и условия его эффективности Значительную роль играет интерес, осмысленное запоминание, установка на запоминание, чтение и воспроизведение, повторение – борьба с забыванием, основной путь предупреждения забывания – это применение усвоенных знаний на практике.
Мышление
Мышление изучается многими науками, каждая выделяет свой аспект. Психология изучает механизмы реализации мыслительных актов, в том числе мозговые, и понимает мышление как познавательную деятельность. По всей вероятности, наибольший вклад в наши знания о механизмах мышления внесло изучение функциональной асимметрии коры головного мозга. Наличие специализации полушарий мозга установлено еще в 19 веке, когда физиологи обнаружили в левом полушарии зоны, ответственные за речь – ее воспроизведение и различие. Эти зоны были названы по именам исследователей, их изучавших. Зона Брока отвечает за произнесенние слов, а зона Вернике – за понимание. Нейрофизиологи Роджер Сперри и Газзанига, проводя эксперименты по расщеплению мозга, изучили раздельную работу полушарий и показали, что оба полушария участвуют в познавательной деятельности, но каждое осуществляет ее по-разному. Если человеку необходимо решить какую-то задачу, он выбирает определенную стратегию. Например, чтобы запомнить пару слов «кабан – чемодан» можно несколько раз в уме повторить их, при этом будет активизировано левое полушарие, а можно мысленно представить себе свинью, несущую чемодан, произойдет активизация правого полушария. В зависимости от того, какое полушарие лучше развито, человеку будет присущ тот или иной стиль мышления. Внимание. Человек находится под постоянным воздействием многочисленных раздражителей внешнего и внутреннего мира, однако, он не может одновременно реагировать на все раздражители и решать несколько различных задач сразу. Определенная направленность психической деятельности, сознания человека на избирательное восприятие предметов и явлений называется вниманием. Принято различать внимание произвольное и непроизвольное. Непроизвольное - само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя, или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. Произвольное внимание - сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий, утомляет через 20 минут. Произвольное внимание обусловлено волевым актом человека и связано с сознательно поставленной целью. Вопросы для самоподготовки. Какое значение ощущений в жизни человека? Какие виды ощущений вы знаете? Что такое адаптация? Дайте характеристику процесса восприятия. В чем состоит связь процесса восприятия с личностью человека? Что называется памятью? Расскажите о механическом и осмысленном запоминании. Назовите основной способ борьбы с забыванием. Сколько по времени человек может удерживать внимание на одном объекте? | |
Просмотров: 5130 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |