Главная » Статьи » Мои статьи |
РАЗДЕЛ 1 «ОБЩЕНИЕ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
Тема 1.1 «Основы общения. Функции и средства общения.». Цель: Сформировать знания о функциях и средствах общения. Содержание: Понятие об общении. Функции общения. Стороны общения. Успешное общение. Коммуникативная компетентность. Средства общения. Виды общения. Общение – одна из сторон образа жизни человека, не менее существенная, чем деятельность. По словам К.С.Станиславского, общение предполагает «встречный ток», взаимопонимание и взаимодействие между людьми. Общение – особая самостоятельная форма активности субъекта, которая проявляется в формировании отношений между людьми, в обмене представлениями, образами, идеями в самом процессе общения. В общении раскрывается субъективный мир одного человека для другого. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности человека. Наиболее очевидной задачей общения является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Но эта передача в конечном счете влияет (в широком смысле управляет) на поведение человека, действия и поступки человека, на состояние и организованность его внутреннего мира. Специфика общения в том, что это – средство взаимодействия психических миров людей друг с другом. Отсюда ясна роль общения в достижении психикой каждого человека максимума в своем развитии. Через общение мы впускаем в свой внутренний мир миры других людей. Вот почему уровень в овладении общением практически важен для правильного построения отношений. Общение выполняет три основные функции:1. –информационно-коммуникативную; 2 – регулятивно-коммуникативную; 3 – эмоционально-коммуникативную. Информационно-коммуникативная функция раскрывается в процессах передачи информации партнерами по общению. В реальных процессах общения между людьми информация не просто передается – принимается, но и формируется, что является очень важным моментом для творческого, продуктивного общения. Это не только выравнивание различий в исходной информированности партнеров, но и стремление понять взгляды и установки друг друга, сопоставить их, выразить свое согласие или несогласие, прийти к определенным согласованным или новым результатам. Вторая функция общения – результативно-управляющая – проявляется в воздействии на поведение партнеров в процессе их общения. Благодаря общению человек получает возможность регулировать не только свое собственное поведение, но и поведение других людей. Происходит взаимная «подстройка» действий. Через глубинные психологические механизмы общения – заражение, подражание, внушение и убеждение, можно оказывать управляющее воздействие на человека, глубина которого зависит от индивидуальных свойств партнеров общения. Третья функция общения – эмоционально-коммуникативная – оказывает большое воздействие на эмоциональное состояние человека. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в процессе общения людей. Потребность в общении часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние. В процессе общения людей может изменяться интенсивность эмоциональных состояний партнеров: происходит либо сближение этих состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление. Человек в общении может эмоционально разрядиться или, наоборот, усилить эмоциональную напряженность. В общении выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; перцептивная сторона (социальная перцепция) общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установке на этой основе взаимопонимания; интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между людьми. Успешное или эффективное общение – это общение, которое заключается в том, что приносит удовлетворение обеим сторонам. Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Средства общенияДва крупных класса выделяют в средствах общения: вербальные и невербальные. Вербальные – это речь в ее разных формах. Невербальные – это пантомимика (телодвижения), мимика, жесты и другие средства. Следует подчеркнуть практическую важность умения читать невербальную информацию. Человек не может сознательно контролировать свою сферу средств своего общения, поэтому часто даже то, что он хочет скрыть, проявляется, например, через движение рук, выражение глаз, положение ног и т.д. Самый практически важный вопрос в общении – это открытость. Открытость не как искренность говорящего, но как способность непредвзято воспринимать другого: быть открытым для того, что он пытается донести.
Виды общения«Контакт масок» - Отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.) Набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он проявляется в случаях малой заинтересованности медицинского работника или пациента в результатах взаимодействия. Примитивное общение - оценивается человек при общении, как нужный или мешающий объект. Если нужен, то вступают в контакт, если мешает - отталкивают. Формирование примитивного вида общения может происходить по желанию медицинского работника – в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть его благополучие (например, руководитель). Интерес к участнику контакта в подобных случаях пропадает сразу вслед за получением желаемого результата. Формально-ролевое – это общение на уровне социальных ролей партнеров (начальник и подчиненный). Здесь задействованы определенные нормы и ожидания. Регламентировано и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Переход от ролевого общения к межличностному и обратно часто используют в деловых контактах. Деловое общение – это вид межличностного общения, направленного на достижение какой-то предметной договоренности. В деловом общении всегда есть цель. Полагается, что в деловом общении решаемые проблемы затрагивают не интересы «маски», а самого индивида, и он мобилизуется.
Духовное общение - Подразумевает возможность затронуть в беседе любую тему, поделиться любой интимной проблемой каждому из участников общения. Диагностическое и лечебное взаимодействие не подразумевает такого контакта, по крайней мере, не предусматривает в силу профессиональной направленности исповедание медицинского работника. Учебник Н.С. Ефимова "Психология общения" гл.1,2,4, стр. 8-16, 25-41, 31-37, 99-106. | |
Просмотров: 5823 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |