Главная » Статьи » Мои статьи |
Тема 1.8 Психология индивидуальных различий пациентов Содержание учебного материала: История представлений о темпераменте. Свойства темперамента. Характеристика типов темперамента. Общее понятие о характере. Формирование характера. Темперамент - это сочетание свойств, определяющих динамику функционирования психических процессов и поведения человека. К динамическим свойствам относятся:
Темперамент устойчив, поскольку имеет прочные связи со свойствами нервной системы. Наиболее отчётливо темперамент проявляется в раннем детстве в стрессовых ситуациях, и в новых условиях.
История представлений о темпераменте Учение о темпераменте имеет длинную историю и восходит к воззрениям древнегреческого врача Гиппократа. Согласно его описанию, тип темперамента зависит от соотношения в организме человека различных 4 основных жидкостей, или 4 «сока»: крови, слизи и желчи жёлтой и чёрной. Смешиваясь в каждом человеке, в тех или иных пропорциях, они и составляют его темперамент. Каждый темперамент получил наименование по названию той жидкости, которая якобы преобладает в человеке. Согласно воззрениям древних, типы темперамента определялись следующим соотношением жидкостей в организме:
Учение о высшей нервной деятельности в основе которого лежат взгляды И. П. Павлова о зависимости свойств темперамента от свойств нервной системы. И. П. Павлов полагал, что тип высшей нервной деятельности (ВНД) определяется тремя свойствами нервных процессов:
Выделенные свойства, сочетаясь, дают четыре типа ВНД:
Важными качествами темперамента являются экстраверсия - интроверсия.
Типы темперамента Определенное сочетание рассмотренных качеств дает различные типы темперамента. До настояшего времени сохраняется деление на четыре типа темперамента. Согласно современным воззрениям на классификацию темпераментов, классическое деление на четыре типа до некоторой степени условно. Большинство людей, имеют отдельные проявления какого-либо основного типа, тем не менее не могут быть полностью к нему отнесены. В этом случае говорят о смешанном типе темперамента.
Характеристика типов темперамента:
У сангвиника отмечается повышенная работоспособность, он может легко приспособиться в большинстве ситуаций, но работу до конца не довести. Его дружеские связи несмотря на их большое количество, часто недолговечны, так как и к работе и к друзьям интерес быстро угасает. При плохом воспитании – легкомысленны, беззаботны, разбросанность, неумение доводить дела до конца.
Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем-либо. Флегматик часто не в состоянии быстро собраться и разобраться в происходящем, но зато способен трудиться долго и упорно, стремясь к поставленной цели. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Его спокойствие проявляется и в отношении к событиям и явлениям жизни: его нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи. При неблагоприятных обстоятельствах может развиться вялость, инертность, пассивность, лень.
Холерик может «горы свepнyть», но за короткий промежуток времени, а на длительный ему часто не хватает выдержки, особенно когда работа однообразна и требует усидчивости и терпения, то настроение может резко упасть.
Меланхолик, медленно включается в работу, но в большинстве случаев доведет ее до конца. В привычной и спокойной обстановке чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. Склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке.Круг его друзей очень узок, но это длительные и устойчивые связи. Легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются у них слабо. Может развиться болезненная ранимость, подавленность, мрачность, мнительность, скрытность, пессимизм. Его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность позволяют добиться больших успехов в искусстве, музыке, рисовании, поэзии. Таблица Характеристика типов темперамента
Следует отметить, что нельзя выделить ни «хороший», ни «плохой» тип темперамента, в каждом есть как достоинства, так и недостатки. Таким образом, любой тип темперамента обладает как достоинствами, которые следует укреплять и всячески развивать, так и недостатками, проявление которых любой человек способен сдерживать, благодаря воспитанию и волевым усилиям. Люди самого различного темперамента могут добиться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности. А.И. Герцен был типичным сангвиником, И.А. Крылов – флегматиком, А.С. Пушкин – холериком, а Н.В. Гоголь – меланхоликом. ХарактерХарактер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках. Проявление характера можно наблюдать при выполнении какой-либо деятельности: одни предпочитают сложные виды деятельности, находя положительные эмоции в преодолении трудностей, других удовлетворяют простые виды. В процессе общения о характере человека судят по его манере поведения, способах реагирования на поведение собеседников (деликатное поведение или бесцеремонное, вежливое или грубое т.д.). При этом значение имеют не столько особенности нервной системы человека, сколько уровень его воспитанности и культуры. Формирование характера Истоки формирования характера лежат в самом начале жизненного пути человека. Ведущую роль в этом играют взаимоотношения с окружающими, прежде всего с матерью или с теми, кто непосредственно ухаживает за ребенком. Сензитивным (наиболее благоприятным) периодом для становления характера ребенка является возраст от 2-3 до 9-10 лет. Именно в это время процесс общения со взрослыми и сверстниками идет особенно активно. Имеет значение характер взаимоотношений взрослых друг с другом, который они демонстрируют на глазах у ребенка, их отношение к нему. Впоследствии ребенок, став взрослым, именно такой способ общения начинает использовать в отношении собственных детей. Итак, характер начинает формироваться уже с первых месяцев жизни и к концу школьного возраста его становление, как правило, заканчивается. Вопросы для самоподготовки
Самостоятельная работа обучающихся:Изучение материалов учебной литературы. Учеб. пособие Полянцева О.И. «Психология» стр. 87-89. Составление рекомендаций для медицинской сестры по общению с пациентами различных типов темперамента. Для составления данной лекции использовался материал: - Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. - Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. - Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2274 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |