Главная » Статьи » Мои статьи |
Тема 1.5 Саморегуляция эмоциональных состояний Содержание учебного материала: Стресс в профессиональной деятельности медицинской сестры. Способы саморегуляции эмоционального состояния. Правила поведения в стрессовой ситуации. Стресс в условиях профессиональной деятельностиВ любой социальной организации причиной стресса является несоответствие того, что требует конкретная ситуация, и того, что может сделать в данной ситуации работник, имеющий определенный уровень способностей, умений и навыков. В деятельности медсестры существуют следующие группы стрессоров и вызываемые ими состояния. Стрессоры:
Однако стресс не всегда вызывает болезнь. Человек может противостоять даже длительным и сильным стрессорам, если он владеет адекватными стратегиями поведения в стрессовой ситуации. Для профессиональной деятельности и личной жизни медицинского работника чрезвычайно важная проблема саморегуляции эмоциональных состояний. Как же адаптироваться не разрушая свое здоровье и сохраняя свою уникальность? Надо уметь непрерывно меняться самому!!! Изменения, предполагают не подстраивание под кого-либо и подчинение чему-либо, а выработку (развитие) имеющихся в резерве функций, начинающихся со слова «САМО»:
От современного медицинского работника требуется высокий уровень саморегуляции. Использование способов саморегуляции является эффективным средством профилактики и снятия напряжения, усталости. Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Процесс саморегуляции включает в себя осознание своей «формулы жизни»: или «все, что со мной происходит, зависит от меня», или «вся моя жизнь зависит от различных обстоятельств».
Для создания индивидуальной системы саморегуляции необходимо овладеть: Общеличностными умениями:
Профессиональными умениями:
Методы саморегуляции эмоциональных состояний Природа человека такова, что он стремится к комфорту, к устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом. Это - естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, помимо сознания человека. Вот некоторые примеры обыденных способов саморегуляции: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, принять душ или ванну, на несколько минут закрыть глаза и вспомнить что-нибудь приятное, послушать музыку, прочесть несколько страниц хорошо знакомой и любимой книги. Обыденные способы профилактики психического напряжения, усталости:
Это хорошие способы справляться с напряжением и усталостью, но к сожалению, большинство из них нельзя, как правило, использовать на рабочем месте, на учебе в вузе или колледже непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. Здесь помогут другие методы. Группы способов снятия нервно-психического напряжения и усталости
Существует множество систем, направленных на работу с физическим и психическим состояниями, где дыхание занимает центральное место. Например: самые известные восточные системы психофизической подготовки через дыхание – хатха-йога; китайская дыхательная гимнастика Ци-Гун; в нашей стране широкое распространение получили дыхательные методики Бутейко и Стрельниковой А.Н. Сходство в этих системах одно, что в разных состояниях человек дышит по-разному. Стоит изменить дыхание и его состояние изменится. Важным резервом в стабилизации своего эмоционального состояния является совершенствование дыхания. Как ни странно, не все люди умеют правильно дышать. Не последнюю роль неумелое дыхание играет и в утомляемости. Сосредоточив свое внимание, нетрудно заметить, как меняется дыхание человека в разных ситуациях: по-разному дышат спящий, работающий, разгневанный, развеселившийся, загрустивший или испугавшийся. Как видно, нарушения дыхания зависят от внутреннего состояния человека, а потому и произвольное упорядоченное дыхание должно оказывать обратное воздействие на это состояние. Научившись влиять на свое дыхание, можно приобрести еще один способ эмоциональной саморегуляции. Смысл дыхательных упражнений состоит в сознательном контроле за ритмом, частотой, глубиной дыхания. Разные типы ритмичного дыхания включают задержки дыхания разной продолжительности и варьирование вдоха и выдоха. На всем протяжении дыхательные пути обильно снабжены окончаниями вегетативной нервной системы. Установлено, что фаза вдоха возбуждает окончания симпатического нерва, активизирующего деятельность внутренних органов, а фаза выдоха — блуждающего нерва, как правило, оказывающего тормозящее влияние.
Основа физических упражнений – релаксация. Умение расслаблять мышцы необходимо всем. Полезно проводить мышечное расслабление тех мышц, напряжение которых не требуется в данный момент. Например, при ходьбе напрягаются мышцы ног, значит, надо расслаблять свободные конечности – руки, лицо; при сидячем разговоре расслаблять мышцы рук и ног. Возможно расслабление и по контрасту через напряжение. Например, сильно сжать запястье или кисть, потом отпустить и ощутить прелесть расслабления, наступившего после длительного напряжения. Напрячь ноги до упора в пол, а затем расслабить, ощутив радость избавления от скованности. Такое активное расслабление применимо в любых «походных» условиях.
Самоприказ - это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологиические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»). Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением: «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!»
Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны – это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, одна из причин увеличения нервозности, раздражения, усталости. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!».
Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы запоминаем в течение жизни. Визуализация – это создание внутренних образов в сознании человека, т.е. активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбинаций. Визуализация помогает человеку активизировать его эмоциональную память, воссоздать те ощущения, которые он испытал когда-то. Воспроизведя в своем сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие. В работе по профилактике нервно-психической напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся. Правила поведения в острой стрессовой ситуации
Для первой помощи этого вполне достаточно.
Профилактика стресса, помощь при снятии стрессового состояния:
2. Логические приемы успокоения 3. Отвлекающие приемы: чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма; танцы, прослушивание классической музыки; чувство юмора, поиск комичного в сложившейся ситуации; битье подушки, боксерской груши, слезы. 4. Переключение на занятие любимым делом 5. Применение успокоительных средств; Для здорового человека стрессы не будут представлять угрозы, если их количество не превысит его восстановительных способностей, а способы саморегуляции помогут Вам снизить напряжение, избавиться от усталости в повседневной жизни, и в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа обучающихся:Вопросы для самоподготовки
Для составления данной лекции использовался материал: - Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. - Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. - Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология.
| |||||||||||||
Просмотров: 5472 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |