Категории раздела

Главная » Статьи » Мои статьи

Лекция №5 СД ЛД Общая психология: "Саморегуляция эмоциональных состояний"

Тема 1.5 Саморегуляция эмоциональных состояний

Содержание учебного материала: Стресс в профессиональной деятельности медицинской сестры. Способы саморегуляции эмоционального состояния. Правила поведения в стрессовой ситуации. 

Стресс в условиях профессиональной деятельности

В любой социальной организации причиной стресса является несоответствие того, что требует конкретная ситуация, и того, что может сделать в данной ситуации работник, имеющий определенный уровень способностей, умений и навыков.

В деятельности медсестры существуют следующие группы стрессоров и вызываемые ими состояния.

Стрессоры:

  • вызываемые условиями сестринского труда:
  • постоянный эмоци­ональный контакт с множеством людей, нуждающихся в помо­щи;
  • постоянный контакт со смертью (реальной, потенциальной, фантомной);
  • материальные затруднения;
  • монотонная работа;
  • от­сутствие стимулов для качественной работы;
  • нереализуемые про­фессиональные знания и умения;
  • перегрузки;
  • сменная работа.
  • возникающие по личностным причинам:
  • боязнь администрации;
  • дефицит психологических знаний;
  • ошибка в выборе профессии;
  • «сгорание» на работе;
  • чувство вы­сокой ответственности за результаты работы.
  • провоцируемые администрацией ЛПУ:
  • аттестация, сертификация;
  • контроль за работой извне;
  • конфликты с администрацией;
  • кри­тика со стороны администрации.
  • при общении с коллегами:
  • одиночество из-за замкнутости или по­зиции отвергаемого в коллективе;
  • психологическая несовмести­мость;
  • безотчетная неприязнь;
  • существование группировок;
  • кри­тика со стороны коллег.

Однако стресс не всегда вызывает болезнь. Человек может противостоять даже длительным и сильным стрессорам, если он владеет адекватными стратегиями поведения в стрессовой ситуации. Для профессиональной деятельности и личной жизни медицинского работника чрезвычайно важная проблема саморегуляции эмоциональных состояний.

Как же адаптироваться не разрушая свое здоровье и сохраняя свою уникальность? Надо уметь непрерывно меняться самому!!! Изменения, предполагают не подстраивание под кого-либо и подчинение чему-либо, а выработку (развитие) имеющихся в резерве функций, начинающихся со слова «САМО»:

  • САМО – регуляция;
  • САМО – коррекция;
  • САМО – организация.

От современного медицинского работника требуется высокий уровень саморегуляции. Использование способов саморегуляции является эффективным средством профилактики и снятия напряжения, усталости.

Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Процесс саморегуляции включает в себя осознание своей «формулы жизни»: или «все, что со мной происходит, зависит от меня», или «вся моя жизнь зависит от различных обстоятельств».

 

«Формула жизни»

«все, что со мной происходит, зависит от меня»

«вся моя жизнь зависит от различных обстоятельств»

Выход из неблагополучия

Разобраться в себе и понять, что мне нужно делать, чтобы изменить отношение к ситуации, приняв ее как данность.

Собственные средства: отдых, самовнушение, дыхательные упражнения, релаксация.

Внешние источники: алкоголизм, наркомания, выброс отрицательных эмоций на близких и незнакомых людей.

 

Позиция человека

 

Субъект своей жизнедеятельности, отвечающий за все в ней происходящее,

психологически готовый к самостоятельному развитию у себя способности к саморегуляции,

  • в своем развитии.

Объект внешних обстоятельств (виновато общество, начальник, время, в котором живем, неудачный брак и т.п.), готовый получить поддержку со стороны, т.е. к реабилитации, застревающий в своем развитии.

Способность к адаптации

Открытость к изменениям.

  • к любой ситуации, включая экстремальную.

Закрытость к изменениям.

Ригидность, неспособность адаптироваться к различным ситуациям.

 

Для создания индивидуальной системы саморегуляции необходимо овладеть:

Общеличностными умениями:

  • приемами самонаблюдения, самоанализа;
  • способностью влиять на собственные установки;
  • умением вырабатывать собственные установки;
  • контролем и направлением своих эмоциональных и поведенческих реакций.

Профессиональными умениями:

  • помехоустойчивость;
  • умение распознавать и оценивать ситуацию;
  • умение увидеть истинные причины возникших событий;
  • умением достойно выйти из конфликта;
  • переключаться, использовать паузы для отстранения от прошедших событий;
  • снимать напряжение, приводить себя в рабочее состояние.

 

Методы саморегуляции эмоциональных состояний

Природа человека такова, что он стремится к комфорту, к устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом. Это - естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, помимо сознания человека. Вот некоторые примеры обыденных способов саморегуляции: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, принять душ или ванну, на несколько минут закрыть глаза и вспомнить что-нибудь приятное, послушать музыку, прочесть несколько страниц хорошо знакомой и любимой книги.

Обыденные способы профилактики психического напряжения, усталости:

  1. Обращать внимание на свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.
  2. Плавать, танцевать, прогуливаться или просто сидеть на скамейке в парке.
  3. Побаловать себя сладеньким или пораньше лечь спать.
  4. Заняться физкультурой, уборкой.
  5. Включить успокаивающую музыку, ту, которую вы любите.
  6. Почитать любимую книгу или стихотворение.
  7. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по учебе.
  8. Принять ванну.
  9. Превратить ситуацию неуспеха в шутку и смеяться.
  10. Написать свои отрицательные эмоции на листе бумаги или нарисовать на листе бумаги рисунок, который наиболее подходит твоему плохому состоянию. Порвать этот листок, сжечь или выбросить.
  11. Взять подушку и побить ее.

Это хорошие способы справляться с напряжением и усталостью, но к сожалению, большинство из них нельзя, как правило, использовать на рабочем месте, на учебе в вузе или колледже непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. Здесь помогут другие методы.

Группы способов снятия нервно-психического напряжения и усталости

  1. Способы управления дыханием

Существует множество систем, направленных на работу с физическим и психическим состояниями, где дыхание занимает центральное место. Например: самые известные восточные системы психофизической подготовки через дыхание – хатха-йога; китайская дыхательная гимнастика Ци-Гун; в нашей стране широкое распространение получили дыхательные методики Бутейко и Стрельниковой А.Н.

Сходство в этих системах одно, что в разных состояниях человек дышит по-разному. Стоит изменить дыхание и его состояние изменится.

Важным резервом в стабилизации своего эмоционального состояния является совершенствование дыхания. Как ни странно, не все люди умеют правильно дышать. Не последнюю роль неумелое дыхание играет и в утомляемости. Сосредоточив свое внимание, нетрудно заметить, как меняется дыхание человека в разных ситуациях: по-разному дышат спящий, работающий, разгневанный, развеселившийся, загрустивший или испугавшийся. Как видно, нарушения дыхания зависят от внутреннего состояния человека, а потому и произвольное упорядоченное дыхание должно оказывать обратное воздействие на это состояние. Научившись влиять на свое дыхание, можно приобрести еще один способ эмоциональной саморегуляции.

Смысл дыхательных упражнений состоит в сознательном контроле за ритмом, частотой, глубиной дыхания. Разные типы ритмичного дыхания включают задержки дыхания разной продолжительности и варьирование вдоха и выдоха. На всем протяжении дыхательные пути обильно снабжены окончаниями вегетативной нервной системы. Установлено, что фаза вдоха возбуждает окончания симпатического нерва, активизирующего деятельность внутренних органов, а фаза выдоха — блуждающего нерва, как правило, оказывающего тормозящее влияние.

  1. Способы управления мышечными зажимами (релаксация)

Основа физических упражнений – релаксация. Умение расслаблять мышцы необходимо всем. Полезно проводить мышечное расслабление тех мышц, напряжение которых не требуется в данный момент. Например, при ходьбе напрягаются мышцы ног, значит, надо расслаблять свободные конечности – руки, лицо; при сидячем разговоре расслаблять мышцы рук и ног. Возможно расслабление и по контрасту через напряжение. Например, сильно сжать запястье или кисть, потом отпустить и ощутить прелесть расслабления, наступившего после длительного напряжения. Напрячь ноги до упора в пол, а затем расслабить, ощутив радость избавления от скованности.

Такое активное расслабление применимо в любых «походных» условиях.

  1. Способы, связанные с воздействием слова

Самоприказ - это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологиические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»). Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением: «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!»

  1. Способы самоодобрения (самопоощрения)

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны – это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, одна из причин увеличения нервозности, раздражения, усталости. Поэтому важно поощрять себя самим.

В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!».

  1. Способы, связанные с использованием образов (Визуализация)

Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы запоминаем в течение жизни.

Визуализация – это создание внутренних образов в сознании чело­века, т.е. активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбина­ций.

Визуализация помогает человеку активизировать его эмоциональную память, воссоздать те ощущения, которые он испытал когда-то. Воспро­изведя в своем сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие.

В работе по профилактике нервно-психической напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся.

Правила поведения в острой стрессовой ситуации

  1. Не пытаться принимать никаких решений (исключе­ние составляют экстремальные ситуации).
  2. Сосчитайте до 10.
  3. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох делайте постепенно, также через нос, сосредоточившись нa ощущениях, связанных с вашим дыханием.
  4. Если вы в помещении, выйдете из него в какое-нибудь другое место, где вы сможете некоторое время побыть наеди­не с собой.
  5. Постарайтесь смочить лоб, виски и артерии на руках, холодной водой.
  6. Осмотритесь по сторонам даже в том случае, если по­мещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо. Переводя взгляд с одного пред­мета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.
  7. Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз смотрели на небо? Разве мир не прекрасен?!
  8. Набрав воды в стакан (или ладони), медленно, как бы сосредоточенно выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.
  9. Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на вы­дохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу.
  10. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение одной-­двух минут.
  11. Затем медленно выпрямитесь (действуйте осто­рожно, чтобы не закружилась голова).

Для первой помощи этого вполне достаточно.

 

Профилактика стресса, помощь при снятии стрессового состояния:

 

  1. Полное устранение конфликта, устранение разногласий, примирение

2. Логические приемы успокоения

3. Отвлекающие приемы: чтение захватывающего рома­на, просмотр кинофильма; танцы, прослушивание классической музыки; чувство юмора, поиск комич­ного в сложившейся ситуации; битье подушки, боксерской груши, слезы.

4. Переключение на занятие любимым делом

5. Применение успокоительных средств;

Для здорового человека стрессы не будут представлять угрозы, если их количество не превысит его восстановитель­ных способностей, а способы саморегуляции помогут Вам снизить напряжение, избавиться от усталости в повседневной жизни, и в профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа обучающихся:

Вопросы для самоподготовки

  1. Охарактеризуйте основных групп стрессоров и стрессовых ситуаций в деятельности медицинской сестры. Приведите конкретные примеры.
  2. Почему медицинской сестре необходимо владеть методами саморегуляции?
  3. Дайте характеристику основных групп способов снятия нервно-психического напряжения и усталости.
  4. Какое действие оказывает дыхательная техника на организм человека?
  5. Опишите правила поведения в острой стрессовой ситуации.
  6. Какие меры профилактики стресса вы знаете?

 

Для составления данной лекции использовался материал:

- Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей.

- Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений.

- Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: otti (03.09.2019)
Просмотров: 5472 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: