Категории раздела

Главная » Статьи » Мои статьи

Лекция №3 СД ЛД Общая психология: "Эмоциональные состояния"

Тема 1.3 Эмоциональные состояния

Содержание учебного материала: Понятие об эмоциях и чувствах. Основные компоненты эмоционального переживания. Эмоциональные состояния: настроение, фрустрация, тревога, страх.

Понятие об эмоциях и чувствах

Все, с чем сталкивается в повседневной жизни человек, вызывает у него определенное отношение. Одни объекты и явления вызывают симпатию, другие, наоборот, отвращение. Даже отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для человека. Ощущая их, мы может испытывать удовольствие или неудовольствие. У разных людей одни и те же ощущения, предметы, явления могут вызывать совершенно разные реакции.

Эмоции - это субъективные реакции человека на внутренние и внешние раздражители, связанные с отношением человека к миру, к другим людям, самому себе и к резуль­татам собственной деятельности.

Эмоциональное переживание или эмоция - сложный психический процесс, который включает в себя три основных компонента:

  1. физиологический это изменения физиологических процессов возникающих при эмоциях (частота сердечных сокращений, частота дыхания, сдвиги в об­менных процессах и др.);
  2. психологический – это собственно само переживание или внутреннее, субъективное переживание (радость, горе, страх и т. п.);
  3. поведенческий – это внешнее выражение в виде вербальных, паравербальных, мими­ческих и пантомимических компонентов и различных действий.

Оценивать эмоции можно по поведению человека, через внешнее выражение эмоций.

Эмоции выражаются через:

  • Пантомимику – это выразительные движения, изменение положения тела в пространстве.
  • Мимикуэто выразительные движения мышц лица.
  • Вокальную мимикуизменение тона голоса.

Внешнее выражение эмоций способствуют лучшему взаимопониманию между людьми, являясь непроизвольным со­провождением речи. Все это можно назвать языком эмоций. А в вашей будущей профессии очень важно понимать язык эмоций, т.к. понимая язык эмоций, можно найти нужные слова, верный тон в общении, поддержать нуждающегося в этом человека. Язык эмоций - это язык, понятный без переводчика, однако следует помнить, что существуют культурные и национальные особенности, которые определяются обычаями и традициями.

Наиболее информативными в эмо­циональных реакциях являются глаза и рот человека.

Формула эмоций Симонова

Мы достаточно точно можем определить эмоцио­нальное состояние человека на основе наблюдений за внешними проявлениями эмоций. Однако точное определение эмоций друго­го человека опирается не только на эти наблюдения, но и на зна­ние ситуации, в которой он находится, а так же причин эмоциональной реакции.

В возникновении эмоции присутствуют отношения между потребностью и возможностью ее удовлетворения. По мнению психофизиолога П.В. Симонова, эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласованность между тем, что необхо­димо знать для удовлетворения потребности, и тем, что на самом деле известно.

На этой основе создана своеобразная формула эмоций:

Э = ­П х (Н - С), где

П - потребность;

Н информация необходимая для удовлет­ворения потребности;

С - информация, которую мож­но использовать, то, что известно.

Из формулы можно сделать следующие выводы:

  1. если П = О, то и Э = О, т. е. нет потребности, нет и эмоций;
  2. если Н = С, то Э = О, т. е. ситуация, когда человек облада­ет полнотой информации и возможностями для удовлетворе­ния потребности;
  3. если С больше Н, то возникают положительные эмоции.
  4. если С = О, то Э - максимальна, так как при наличии по­требности нет никакой информации о том, как ее удовлетво­рить.

Это тот случай, о котором говорят «Страшно не собы­тие, а его ожидание» или «Человек боится больше все­го неизвестности». Из этого следует, что чувство неизвестности - одно из наиболее вредных для здоровья человека переживаний.

И это отражено в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан»:

  • ст. 31 узаконивает право граждан на информацию о состоянии здо­ровья;
  • ст. 32 и 33 право соглашаться или отказываться от меди­цинского вмешательства.

А право может быть обеспечено только при наличии информации о вмешательстве. Учитывая, что функция информирования пациента по преимуществу принадлежит врачу, сестринский персонал обязан выяснить наличие информирован­ного согласия на процедуру. А перед выполнением сестринских ма­нипуляций медсестра должна объяснить пациенту цель и ход пред­стоящей манипуляции.

Виды эмоций

В жизни человека присутствует огромное количество эмо­ций, которые подчас трудно объединить в какие-либо группы, поэтому существует много классификаций эмоций.

  1. По полярности или знаку
  • положительные - вызывают приятные переживания;
  • от­рицательные - вызывают неприятные переживания;
  • нейтральные.
  1. По их влиянию на процессы жизнедеятельности
  • стенические - вызывают активность человека (радость, уверенность, торжество);
  • и астениче­ские - сковывают активность, провоцируя пассивное поведе­ние (страдание, беспокойство, страх).
  1. По качеству

Современный американский психолог, специалист по проблеме человеческих эмоций Кэррол Изард, создатель теории эмоций предлагает делить эмоции на: фундамен­тальные и производные.

К числу фундаментальных эмоций он отнёс интерес, радость, удив­ление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

  • Вина – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств, выражающееся в сожалении и раскаянии.
  • Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
  • Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в сознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданием окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
  1. По длительности и выраженности эмоций или формы переживания эмоций

В зависимости от длительности и выраженности эмоций различают:

  • эмоциональный тон
  • собственно эмоции - Выражают оценочное отношение личности к воспринятой информации. Проявляются во внешнем поведении.
  • аффект - быстро возникающее и бурно протекающее, но кратковременное эмоциональное состояние, которое характеризуется нарушением сознательного контроля своих действий, неспособностью аде­кватно оценивать происходящее.

Самоконтроль резко снижен. На начальном этапе развития аффективного состояния человек испытывает сильное желание поддаться охватившему его чувству (гневу, страху и т. п.). При этом расстраиваются мелкие движения, проявление вы­разительных реакций не контролируется. На этой стадии человек еще может овладеть собой и затормозить развитие аффекта.

Например,

  • посчитать до 10,
  • глубоко подышать,
  • заняться меха­нической работой и т. п.

Если этого не происходит, то наступле­ние аффекта неизбежно. Человек полностью утрачивает контроль над собой, его дей­ствия безрассудны.

По окончании аффективной вспышки насту­пают разбитость и опустошенность, упадок сил, иногда человек засыпает.

  • Настроение - это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность. Настроение является мониторингом окружающих жизненных обстоятельств, функцией которого является оценка и информирование человека об общем состоянии (самочувствии) и потребностях.
  • Фрустрация - это состояние напряжения, когда на пути к достижению цели человек встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.
  • Тревога – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределённости с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом, в ожидании неблагополучного развития событий.

Состояние тревоги возникает, когда человек воспринимает ситуацию как несущие в себе элементы опасности, угрозы и вреда.

Характерный признак тревоги - невозможность определить характер угрозы и предсказать время ее возникновения. Различные исследования помогли разделить тревогу как личностную черту, обусловливающую готовность к тревожным реакциям, и актуальную тревогу, входящую в структуру психического состояния в данный конкретный момент.

  • Страх - это внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. Страх сопровождается интенсивным проявлением со стороны показателей физиологической активности, такими как дрожь, учащенное дыхание, сильное сердцебиение.
  • Страсть – сильное и стойкое чувство, абсолютно доминирующее над другими побуждениями человека, она захватывает и направляет все мысли и поступки человека на предмет страсти.
  • Чувства - длительные, устойчивые компоненты психической структуры человека, носят ярко выраженный предметный ха­рактер, возникают в результате обобщения эмоций.

Высшие чувства можно подразделить на нравственные, интеллектуальные и эстетические.

  • Нравственные (моральные) чувства свидетельствуют об отно­шении человека к другим людям, и обществу. В основе их проявле­ния лежат моральные нормы, которыми человек руководствуется при организации своего поведения. Пример чувство сострадания, преданности, гуманности и др.
  • Интеллектуальные чувства возникают в процессе познава­тельной деятельности и отражают отношение человека к этой деятельности. Примерами таких чувств являются любознательность, сомне­ние, радость открытия, любовь к истине и др.
  • Эстетические чувства отражают отношение человека к раз­личным сторонам жизни, их выражению в искусстве, проявляют­ся в художественных вкусах, в оценках и т. п. Эстетические чувства являются продуктом культурного развития лич­ности, показателем ее зрелости. Примерами является чувство прекрасного, эстетического нас­лаждение, чувство юмора и др.

Чувства человека отличаются стабильностью.

Особо можно выделить свойство эмоциональной сферы - эмпатию.

  • эмпатия - (греч. empatheia - сопережи­вание, вчувствование) способность понимать эмоциональное состояния другого человека, умение чувствовать его переживания.

Эмпатия это как спо­соб сосуществования с другим человеком. Умение чувствовать изменения, проис­ходящие в нём. Поэтому эмпатия является важной составляющей профессио­нально-значимых качеств медицинской сестры.

Понимание пациента должно быть лишено предвзятости и стереотип­ности, так как оно очень важно для психологического благополу­чия человека. Иногда даже намерение понять может «вылечить». Осоз­нание пациентом того, что кто-то пытается понять его, что он важен для другого положительно влияет на выздоровление.

Эмпатия проявляемая медсестрой по­ложительно влияет на состо­яние пациента. Чем больше уровень эмпатии проявляет медсестра к пациенту, тем ниже у него уровень стресса в котором он находится.

Из этого следует, что эмпатия:

  • определяет качество взаимодей­ствия;
  • создает понимание;
  • обеспечивает ува­жение;
  • позволяет преодолеть культурные барьеры.
  • эмпатию можно назвать социальным навыком, необходи­мым каждой медсестре для личностной и профессиональной компетентности.

 

Вопросы для самоподготовки

  1. Что такое эмоции?
  2. Охарактеризуйте основные компоненты эмоционального переживания. Приведите конкретные примеры.
  3. Как рассматривается эмоция в теории П.В.Симонова? Приведите примеры.
  4. Какие существуют классификации эмоциональных состояний?
  5. Дайте характеристику эмпатии.
  6. Почему эмпатия является профессионально важным качеством медицинской сестры?
  7. Что человек может сделать в состоянии аффекта? Обоснуйте.

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Изучение материалов учебной литературы. Учеб. пособие Полянцева О.И. «Психология» стр. 81-86.

Для составления данной лекции использовался материал:

- Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей.

- Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений.

- Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология.

Категория: Мои статьи | Добавил: otti (02.09.2019)
Просмотров: 3854 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: