Тема 1.3 Медицинские аспекты эмоциональных процессов и состояний
Понятие об эмоциях и чувствах
Все, с чем сталкивается в повседневной жизни человек, вызывает у него определенное отношение. Одни объекты и явления вызывают симпатию, другие, наоборот, отвращение. Даже отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для человека. Ощущая их, мы может испытывать удовольствие или неудовольствие. У разных людей одни и те же ощущения, предметы, явления могут вызывать совершенно разные реакции.
Эмоции - это субъективные реакции человека на внутренние и внешние раздражители, связанные с отношением человека к миру, к другим людям, самому себе и к результатам собственной деятельности.
Эмоциональное переживание или эмоция - сложный психический процесс, который включает в себя три основных компонента:
- физиологический – это изменения физиологических процессов возникающих при эмоциях (частота сердечных сокращений, частота дыхания, сдвиги в обменных процессах и др.);
- психологический – это собственно само переживание или внутреннее, субъективное переживание (радость, горе, страх и т. п.);
- поведенческий – это внешнее выражение в виде вербальных, паравербальных, мимических и пантомимических компонентов и различных действий.
Оценивать эмоции можно по поведению человека, через внешнее выражение эмоций.
Эмоции выражаются через:
- Пантомимику – это выразительные движения, изменение положения тела в пространстве.
- Мимику – это выразительные движения мышц лица.
- Вокальную мимику – изменение тона голоса.
Внешнее выражение эмоций способствуют лучшему взаимопониманию между людьми, являясь непроизвольным сопровождением речи. Все это можно назвать языком эмоций. А в вашей будущей профессии очень важно понимать язык эмоций, т.к. понимая язык эмоций, можно найти нужные слова, верный тон в общении, поддержать нуждающегося в этом человека. Язык эмоций - это язык, понятный без переводчика, однако следует помнить, что существуют культурные и национальные особенности, которые определяются обычаями и традициями.
Наиболее информативными в эмоциональных реакциях являются глаза и рот человека.
Формула эмоций Симонова
Мы достаточно точно можем определить эмоциональное состояние человека на основе наблюдений за внешними проявлениями эмоций. Однако точное определение эмоций другого человека опирается не только на эти наблюдения, но и на знание ситуации, в которой он находится, а так же причин эмоциональной реакции.
В возникновении эмоции присутствуют отношения между потребностью и возможностью ее удовлетворения. По мнению психофизиолога П.В. Симонова, эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласованность между тем, что необходимо знать для удовлетворения потребности, и тем, что на самом деле известно.
На этой основе создана своеобразная формула эмоций:
Э = П х (Н - С), где
П - потребность;
Н – информация необходимая для удовлетворения потребности;
С - информация, которую можно использовать, то, что известно.
Из формулы можно сделать следующие выводы:
- если П = О, то и Э = О, т. е. нет потребности, нет и эмоций;
- если Н = С, то Э = О, т. е. ситуация, когда человек обладает полнотой информации и возможностями для удовлетворения потребности;
- если С больше Н, то возникают положительные эмоции.
- если С = О, то Э - максимальна, так как при наличии потребности нет никакой информации о том, как ее удовлетворить.
Это тот случай, о котором говорят «Страшно не событие, а его ожидание» или «Человек боится больше всего неизвестности». Из этого следует, что чувство неизвестности - одно из наиболее вредных для здоровья человека переживаний.
И это отражено в «Основах законадательства РФ об охране здоровья граждан»:
- ст. 31 узаконивает право граждан на информацию о состоянии здоровья;
- ст. 32 и 33 право соглашаться или отказываться от медицинского вмешательства.
А право может быть обеспечено только при наличии информации о вмешательстве. Учитывая, что функция информирования пациента по преимуществу принадлежит врачу, сестринский персонал обязан выяснить наличие информированного согласия на процедуру. А перед выполнением сестринских манипуляций медсестра должна объяснить пациенту цель и ход предстоящей манипуляции.
Виды эмоций
В жизни человека присутствует огромное количество эмоций, которые подчас трудно объединить в какие-либо группы, поэтому существует много классификаций эмоций.
- По полярности или знаку
- положительные - вызывают приятные переживания;
- отрицательные - вызывают неприятные пережвания;
- нейтральные.
- По их влиянию на процессы жизнедеятеяности
- стенические - вызывают активность человека (радость, уверенность, торжество);
- и астенические - сковывают активность, провоцируя пассивное поведение (страдание, беспокойство, страх).
- По качеству
Современный американский психолог, специалист по проблеме человеческих эмоций Кэррол Изард, создатель теории эмоций предлагает делить эмоции на: фундаментальные и производные.
К числу фундаментальных эмоций он отнёс интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.
- Интерес – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.
- Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.
- Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака - это эмоциональная реакция на внезапно возникшее обстоятельство.
- Вина – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств, выражающееся в сожалении и раскаянии.
- Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласование жизненных позиций, взглядов и поведения.
- Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности.
- Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
- Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в сознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданием окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
- Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами( предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
- Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.
- По длительности и выраженности эмоций или формы переживания эмоций
В зависимости от длительности и выраженности эмоций различают:
- собственно эмоции - Выражают оценочное отношение личности к воспринятой информации. Проявляются во внешнем поведении.
- настроения – общее эмоциональное состояние, не относящиеся к конкретному предмету и окрашивающее в течение определённого времени всё поведение человека.
Может удерживаться достаточно долго, определяют общий эмоциональный тон человека. А может меняться довольно часто. Возникновение того или иного настроения зависит от многих причин, которые не всегда осознаются человеком, поэтому иногда может казаться, что появление плохого или хорошего настроения никак не объяснимо.
- аффект - быстро возникающее и бурно протекающее, но кратковременное эмоциональное состояние, которое характеризуется нарушением сознательного контроля своих действий, неспособностью адекватно оценивать происходящее.
Самоконтроль резко снижен. На начальном этапе развития аффективного состояния человек испытывает сильное желание поддаться охватившему его чувству (гневу, страху и т. п.). При этом расстраиваются мелкие движения, проявление выразительных реакций не контролируется. На этой стадии человек еще может овладеть собой и затормозить развитие аффекта.
Например,
- посчитать до 10,
- глубоко подышать,
- заняться механической работой и т. п.
Если этого не происходит, то наступление аффекта неизбежно. Человек полностью утрачивает контроль над собой, его действия безрассудны.
По окончании аффективной вспышки наступают разбитость и опустошенность, упадок сил, иногда человек засыпает.
- тревога – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределённости с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом, в ожидании неблагополучного развития событий.
Состояние тревоги возникает, когда человек воспринимает ситуацию как несущие в себе элементы опасности, угрозы и вреда.
Характерный признак тревоги - невозможность определить характер угрозы и предсказать время ее возникновения. Различные исследования помогли разделить тревогу как личностную черту, обусловливающую готовность к тревожным реакциям, и актуальную тревогу, входящую в структуру психического состояния в данный конкретный момент.
- Страх - это внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. Страх сопровождается интенсивным проявлением со стороны показателей физиологической активности, такими как дрожь, учащенное дыхание, сильное сердцебиение.
- Фрустрация - эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда невозможно достигнуть цели вследствие постоянно возникающих препятствий.
Может иметь две формы выражения агрессия или депрессия.
Основной причиной возникновения является неспособность человека выносить длительные эмоциональные напряжения, плохая выносливость.
- Страсть – сильное и стойкое чувство, абсолютно доминирующее над другими побуждениями человека, она захватывает и направляет все мысли и поступки человека на предмет страсти.
- Чувства - длительные, устойчивые компоненты психической структуры человека, носят ярко выраженный предметный характер, возникают в результате обобщения эмоций.
Высшие чувства можно подразделить на нравственные, интеллектуальные и эстетические.
- Нравственные (моральные) чувства свидетельствуют об отношении человека к другим людям, и обществу. В основе их проявления лежат моральные нормы, которыми человек руководствуется при организации своего поведения. Пример чувство сострадания, преданности, гуманности и др.
- Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности и отражают отношение человека к этой деятельности. Примерами таких чувств являются любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и др.
- Эстетические чувства отражают отношение человека к различным сторонам жизни, их выражению в искусстве, проявляются в художественных вкусах, в оценках и т. п. Эстетические чувства являются продуктом культурного развития личности, показателем ее зрелости. Примерами является чувство прекрасного, эстетического наслаждение, чувство юмора и др.
Чувства человека отличаются стабильностью.
Особо можно выделить свойство эмоциональной сферы - эмпатию.
- эмпатия - (греч. empatheia - сопереживание, вчувствование) способность понимать эмоциональное состояния другого человека, умение чувствовать его переживания.
Эмпатия это как способ сосуществования с другим человеком. Умение чувствовать изменения, происходящие в нём. Поэтому эмпатия является важной составляющей профессионально-значимых качеств медицинской сестры.
Понимание пациента должно быть лишено предвзятости и стереотипности, так как оно очень важно для психологического благополучия человека. Иногда даже намерение понять может «вылечить». Осознание пациентом того, что кто-то пытается понять его, что он важен для другого положительно влияет на выздоровление.
Эмпатия проявляемая медсестрой положительно влияет на состояние пациента. Чем больше уровень эмпатии проявляет медсестра к пациенту, тем ниже у него уровень стресса в котором он находится.
Из этого следует, что эмпатия:
- определяет качество взаимодействия;
- создает понимание;
- обеспечивает уважение;
- позволяет преодолеть культурные барьеры.
Поэтому эмпатию можно назвать социальным навыком, необходимым каждой медсестре для личностной и профессиональной компетентности.
Расстройства эмоций
- Апатия - расстройство эмоционально-волевой сферы, проявляющееся безразличием к себе, окружающим, событиям, отсутствие желаний и побуждений.
Апатия, эмоциональная тупость и абулия (безволие) - основные симптомы шизофрении.
- Эйфория - патологически повышенное радостное настроение с недостаточной критической оценкой своего состояния, моторное возбуждение.
Окружающее воспринимается в радужных тонах.
- Дисфория - угрюмо-злобное настроение с повышенной раздражительностью и недовольством окружающими, иногда с наклонностью к агрессивным действиям.
- Депрессия - состояние с угнетенным или тоскливым настроением.
Депрессивная триада:
- снижение настроения,
- замедление мышления и речи,
- снижение моторного тонуса.
- Мания - повышенное настроение с чувством удовольствия и переоценки собственной личности.
Маниакальная триада:
- повышение настроения,
- ускорение мышления и речи,
- повышение двигательной активности.
Вопросы для самоподготовки
- Что такое эмоции?
- Охарактеризуйте основные компоненты эмоционального переживания. Приведите конкретные примеры.
- Как рассматривается эмоция в теории П.В.Симонова? Приведите примеры.
- Какие существуют классификации эмоциональных состояний?
- Дайте характеристику эмпатии.
- Почему эмпатия является профессионально важным качеством медицинской сестры?
- Что человек может сделать в состоянии аффекта? Обоснуйте.
- Охарактеризуйте расстройства эмоций.
- Что общего и различного между депрессивной и маниакальной триадами?
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучение материалов учебной литературы. Учеб. пособие Полянцева О.И. «Психология» стр. 81-86.
Для составления данной лекции использовался материал:
- Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей.
- Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений.
- Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология.
|