Категории раздела

Главная » Статьи » Мои статьи

Лекция 19 Психологические аспекты лечебного взаимодействия

Психологические аспекты лечебного взаимодействия

Общение медсестры с пациентом - это большое искусство для успешного контакта с пациентом. Оно сопряжено не только с желанием медицинского работника общаться, но и требует от него определённого психологического настроя и коммуникативных навыков, вырабатывающихся в процессе практики.

При попадании в стационар лечебного учреждения изменяется жизненный стереотип пациента (его охватывает чувство тоски, уныния, страха, тревоги; происходит, отрыв от семьи, близких, привычной профессиональной деятельности).

При общении с любым пациентом медработник должен уметь:

  1. Установить правильный психологический контакт.
  2. Рассказать в доступной форме о болезни и лечении, учитывая при этом содержание медицинской тайны.
  3. Успокоить и ободрить пациента, находящегося в самом тяжёлом состоянии.
  4. Оградить ранимую психику пациента от воздействия отрицательных факторов, в том числе относящихся к лечебно-диагностическому процессу.
  5. Хранить медицинскую и личные тайны пациента.
  6. Использовать слово как важный психотерапевтический и психопрофилактический фактор.
  7. Уметь определить в беседе индивидуальные личностно-характерологические особенности пациента (характер, темперамент, способности, потребности и т.д.).
  8. Профессионально и грамотно строить свои взаимоотношения с родственниками пациента, с другими сотрудниками и коллегами медицинского коллектива, не допускать критики их в присутствии пациентов.

В основе любой деятельности медицинского работника лежит соблюдение медицинской этики и деонтологии.

Понятие медицинской этики включает общие понятия этики: соблюдение долга, нравственности, чести, достоинства, заботы о собственной репутации. В медицине этика или этикет включает: поддержание репутации коллег и репутации медицинского учреждения. Медицинская сестра обязана создавать обстановку доверия между врачом и пациентом, способствовать повышению его авторитета.

Деонтология - наука о профессиональном поведении медработника, учение о нравственном поведении в основах диагностического и лечебного взаимодействия.

Основными принципами и нормами медицинской этики и деонтологии являются:

  1. Непричинение больному вреда.
  2. Справедливость.
  3. Правдивость.
  4. Компетентность.
  5. Приватность, неразглашение сведений о частной жизни пациента.
  6. Конфиденциальность, соблюдение медицинской тайны.
  7. Соблюдение принципов «автономии» пациента: уважение его личности, оказание психотерапевтической поддержки, предоставление необходимой информации, возможность выбора и самостоятельности в принятии решения.

К вопросам этики относится и взаимоотношение: «врач - медсестра». Медсестре необходимо соблюдать субординацию, в тоже время она может иметь собственное мнение о пациенте, тем более, что она проводит с ним большее время. Но все спорные моменты она должна обсуждать с врачом без участия пациента. Все недовольства пациента относительно врача, режима отделения, других медицинских работников не обсуждаются с ним, можно сослаться например, на большой опыт врача, и обязательно заверить пациента, что всё высказанное будет передано врачу.

Практическое применение деонтология находит при соблюдении лечебно-охранительного режима (ЛОР).

Лечебно-охранительный режим включает:

  • уменьшение режима ожидания в работе сантранспорта и скорой помощи;
  • адекватное поведение регистратора-диспетчера;
  • оптимальный дизайн помещения, неиспользование раздражающих цветовых гамм;
  • возможность использования пациентами в «режиме ожидания» литературы, буклетов и стенной печати, а детям игрушек и книжек;
  • исключение раздражающих звуков и криков;
  • включение тихой музыки (в зависимости от ситуации);
  • предоставление пациентам спокойных занятий (кроссворды, шашки, вязание, рисование и др.);
  • соблюдение медперсоналом аккуратного внешнего вида и сокрытие собственного утомления или раздражённости.

Медсестра постоянно находится среди пациентов, поэтому её чёткие действия и профессиональное выполнение назначений врача, её эмоциональное тёплое отношение к пациенту оказывают на него психотерапевтическое воздействие.

Опрятный, аккуратный внешний вид медработника уже располагает к себе пациента, вызывает уважение к медицинской профессии, оказывает благоприятное психотерапевтическое воздействие.

Огромное значение имеют словесная форма, эмоциональная окраска и тон речи. В вежливом обращении, доброй улыбке выражаются забота и внимание медсестры к своим пациентам. Но внимание и теплота со стороны медработника не должны носить интимного характера, не должны побуждать пациента преодолеть дистанцию между ним и медработником.

Чтобы пациент был искренним, открытым с медсестрой, он должен видеть искренность и с её стороны. Искренностью, или конгруэнтностью, в общении психологи называют совпадение трёх составляющих коммуникации: вербального (что человек говорит), невербального (сопровождающих слова жестов, интонаций, позы) и того, что при этом человек чувствует. Рассогласование этих составляющих всегда замечается партнёром и воспринимается как неискренность, недоверие или даже враждебность.

Медсестра завоюет доверие пациента:

  • демонстрируя свою аккуратность, пунктуальность;
  • осведомлённость о положении дел пациента;
  • профессиональную компетентность;
  • честность, способность работать в его интересах;
  • свою энергичность, решимость добиться поставленной цели.

Рассмотрим некоторые аспекты психологического контакта на пути развития сотрудничества медсестры с пациентом.

Часто пациенты спрашивают медицинских сестёр о своём диагнозе и прогнозе. Ни в коем случае нельзя сообщать пациенту о диагнозе заболевания, особенно неизлечимом, без согласования с врачом. Что касается прогноза, то всегда надо высказывать твёрдую уверенность в благоприятном исходе. При этом не следует уверять тяжелобольного, что заболевание у него «пустячное» и он «скоро выпишется», так как часто пациенты неплохо осведомлены о характере своей болезни и при излишне оптимистических ответах теряют доверие к персоналу. Лучше ответить примерно так: «Да, болезнь у вас непростая, но мы с Вами приложим все усилия чтобы справиться с ней». Все сведения, которые медицинская сестра даёт пациентам, должны быть согласованы с врачом.

Пациенты могут вступать в разговор с младшим медицинским персоналом, получая от него ненужную информацию. Медицинская сестра должна пресекать подобные беседы и в то же время постоянно воспитывать санитарок, объясняя им основы медицинской деонтологии, т.е. взаимоотношения с пациентами.

В присутствии пациента не следует применять малопонятные ему и пугающие термины: «аритмия», «коллапс», «гематома», а также такие характеристики, как «кровянистое», «гнойное», «зловонное» и т.д. Пациента нужно всегда оберегать от психической травмы, которая может ухудшить его состояние, а в некоторых случаях привести к отказу от лечения или даже попытке самоубийства.

Недопустимо вступать с пациентами в пререкания, надо объяснить необходимость лечебных мероприятий, постараться выполнить их наиболее щадящим путём. Если пациент неопрятен в постели, ни в коем случае нельзя упрекать его в этом, показывать своё отвращение и недовольство. Как бы часто ни приходилось менять постельное белье, делать это надо так, чтобы пациент не чувствовал себя виноватым.

Иногда отдельные пациенты, как правило, не находящиеся в тяжёлом состоянии, проявляют недисциплинированность, нарушают лечебный режим. В таких случаях медицинская сестра должна решительно пресекать нарушения дисциплины, проявлять строгость, но не грубость. Нужно объяснить пациенту, что его поведение приносит вред не только ему, но и другим пациентам (однако если беседу о вреде курения проводит медицинская сестра, от которой пахнет табаком, вряд ли такая беседа будет убедительной). Обо всех случаях неправильного поведения пациента необходимо сообщить врачу, так как это может быть вызвано ухудшением состояния пациента, и при этом необходимо заменить лечебную тактику.

Медицинская сестра обязана быть выдержанной, приветливой, способствовать созданию нормальной рабочей атмосферы в лечебном учреждении. Нежелательны чрезмерная сухость и официальность, недопустимы легкомысленные шутки, а тем более фамильярность в отношении с пациентами. Поведение медицинской сестры должно внушать уважение к ней, создавать у пациентов уверенность, что она все знает и все умеет, что ей можно смело доверить своё здоровье и жизнь.

Иногда в состоянии пациента может наступить резкое ухудшение, при этом нельзя допускать паники или растерянности, все действия медицинской сестры должны быть предельно чёткими, собранными и уверенными. Нельзя, чтобы пациент видел испуганные глаза или слышал дрожащий голос медработника. Недопустимы также громкие, на все отделение, крики: «Скорей, у больного остановка сердца!»

Чем тревожнее ситуация, тем тише должны звучать голоса:

  • Во-первых, сам пациент, если его сознание сохранено, плохо реагирует на крик;
  • Во-вторых, это резко нарушает покой других пациентов, которым может серьёзно повредить волнение;
  • В-третьих, окрики возникающая нервозная перебранка исключают возможность оказания пациенту своевременной и квалифицированной помощи.

Тишина в отделении соблюдается постоянно, особенно в ночное время. Щадящий режим является обязательным условием успешного лечения, и никакие лекарства не помогут пациенту, если он не может заснуть из-за громких разговоров и стука каблуков в коридоре.

Медики всегда должны помнить о двояком значении слова, о разящей и исцеляющей его силе «слово лечит, слово ранит». Слово может иметь и огромное психотерапевтическое значение, и вызвать тяжёлую ятрогению.

Существует понятие о ятрогенных (от греч. iatros – врач и gennen – порождать) заболеваниях и осложнениях. Известно, что определённое поведение медицинского работника может стать причиной развития у пациентов ятрогении и утяжелить течение уже имеющегося заболевания.

Ятрогения - это нарушение психики, здоровья пациента или усиление имеющихся нарушений в результате действий медицинских работников.

Это заболевание или осложнение заболевания, вызванное тяжелыми переживаниями больного вследствие слов и действий медицинского работника, оказавших на больного отрицательное влияние.

Ятрогении могут быть соматические и психические.

При соматической ятрогении вред наносится прямыми действиями на организм: необоснованно назначенным лекарством, операцией, обследованием и др.

При психической ятрогении отрицательное воздействие оказывается на сознание человека - психогения. Психогенным эффектом могут обладать неправильно понятые слова медицинского работника, неквалифицированно проведённые манипуляции и др.

Психогении - заболевания, единственной или основной причиной которых являются травмирующие человека психические переживания, тяжёлые для личности психические травмы.

Психическая травма - отрицательные переживания, которые могут быть причиной определённой клинической патологии, при этом значение имеет мировоззрение, характер и установки личности.

Типичные причины, вызывающие ятрогении

Причины возникновения ятрогенных заболеваний весьма разнообразны.

Наиболее частыми причинами ятрогений являются:

  • Неправильно проводимое медицинское просвещение, переоценивающее опасность для здоровья человека каких-то факторов: пищи, курения, гиподинамии, профвредностей и т.д.;
  • Переоценка и неправильное истолкование выявленных при профосмотрах изменений в организме людей, считавших себя здоровыми;
  • Неправильное объяснение человеку характера проявления и передачи наследственных заболеваний;
  • Информирование больного о наличии у него неизлечимого заболевания;
  • Заострение внимания на неблагоприятных исходах операций, побочных эффектах лекарств и диагностических процедур;
  • Небрежное, невнимательное, высокомерное отношение медицинского персонала к пациентам;
  • Реальная или предполагаемая возможность раскрытия медицинской тайны посторонним лицам;
  • Допуск к больному нежелательных посетителей;
  • Ощущение беспомощности и зависимости у лежачих больных;
  • Этическая, эстетическая неприемлемость некоторых процедур и манипуляций (клизмы, катетеризация, вынужденное обнажение и т.д.).

Для составления данной лекции использовался материал:

  1. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей.
  2. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений.
  3. Островская И.В. Психология для средних медицинских учреждений.
  4. Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология.
  5. Ефимова Н.С. "Психология общения"
Категория: Мои статьи | Добавил: otti (22.03.2025)
Просмотров: 85 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: