Категории раздела

Главная » Статьи » Мои статьи

Дистанционка гр 40 от 09.10.21

Уважаемые студенты, сделайте конспект лекции по конфликтной личности и ответьте на вопросы самостоятельной работы №3, ответы пришлите мне на электронную почту.

Конфликтная личность

 Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации.

Представленные в Таблице «Типы конфликтных личностей» характеристики (демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный, бесконфликтный») встречаются наиболее часто, но не дают полного перечня.

Например, холерический тип темперамента человека часто может приводить к решению им противоречивых ситуаций конфликтным способом. Это связано с тем, что холерик обладает неустойчивым и подвижным типом нервной системы. В то же время, он быстро «остывает» и переходит к неконфликтному взаимодействию.

Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных или внутриличностных конфликтов. Уровень притязаний влияет на определение идеальной перспективной цели, на выбор цели очередного действия, и, наконец, на желаемый уровень самооценки личности. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих, заниженная – имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, избегание ответственности и т. п.

 Это может показаться странным, но здесь уместно дать один важный совет - относитесь с сочувствием к людям, типичные особенности которых описаны ниже. Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть рациональным самоконтролем, усилием воли. “Воспитательные” воздействия со стороны здесь также редко приносят пользу. Конфликтность - не вина, а беда таких личностей. Реальную помощь им может оказать специалист - практический психолог.

Обратите внимание: речь идет не о склочниках с низкой моралью, а о людях, имеющих специфические психологические особенности, обусловленные базовыми свойствами индивидуальности.

 

Типы конфликтных личностей

 

Тип конфликтной личности

Поведенческие характеристики

Демонстративный

Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя хорошо.

Ригидный

Подозрителен. Прямолинеен и негибок. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоя­тельств. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Выражение недоброжелательности со стороны окружающих воспринимает как обиду. Малокритичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Неуправляемый

Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Отличается плохо предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно. Может не обращать внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. В неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать деятельность, последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает мало уроков.

Сверхточный

Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, создавая впечатление придирок. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Может разорвать отношения с друзьями из-за кажущейся обиды. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь болезнями (бессонница, головные боли и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

«Бесконфликтный»

Неустойчивая оценка в мнениях. Внутренне противоречив. Обладает легкой внушаемостью. Зависит от мнения окружающих. Характерна некоторая непоследовательность в поведении. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Почти не задумывается над причинами и последствиями поступков как своих, так и окружающих.

Абдуллаев Ф. 1, Авдеенко В. 2, Ашурова А. 1, Ашурова Т. 2, Белая Т.1, Вахрина А. 2, Векшин Д.1, Дроздова М. 2, Дубасов А. 1, Ечевская В. 2, Карнюхина О. 1, Леонова К. 2, Малышев Д. 1, Мурсаев Р. 2, Насонова М. 1, Немчинов С. 2, Пылкин Н. 1, Русакова М. 2, Сметанникова С. 1, Сокурова В. 2, Сысенко И. 1, Черняховский Д. 2, Юшкова Н. 1.

 

Самостоятельная работа по Психологии общения №3

Вариант 1.

1. Определите, какую стратегию в конфликтной ситуации использует старший фельдшер в данной ситуации:

Все сотрудники не хотят работать в праздники, старшему фельдшеру нужно решить, кто будет работать 31 декабря, 1 января, 8 марта. И он составляет график так, что все по очереди работают в праздники.

2. Определите, какую стратегию в конфликте использует фельдшер в данной ситуации:

Фельдшер заходит в квартиру к больному, который сделал вызов скорой помощи и грубым тоном говорит ему: "Ну что у Вас произошло? Надеюсь, Вы по серьезному поводу вызвали скорую?".

3. Определите, какой прием активного слушания использовала медицинская сестра в данной ситуации:

При объяснении пациентке предстоящего исследования медсестра заметила, что она невнимательно её слушает и всё время отвлекается, она обратилась к пациентке с вопросом: «Не чувствуете ли Вы себя несколько встревоженной в связи с тем, что Вам предстоит исследование магнитно-резонансная томография (МРТ) головы?».

4. Определите тип конфликтной личности в приведённых ниже поведенческих характеристиках:

Медицинская сестра любит хорошо выглядеть в глазах пациентов, старается быть в центре внимания. В конфликтных ситуациях ведёт себя эмоционально, в поверхностных конфликтах «любуется» своими страданиями и стойкостью.

5. Определите тип конфликтной личности в приведённых ниже поведенческих характеристиках:

Фельдшер ведёт себя импульсивно, имеет высокий уровень притязаний. В конфликтных ситуациях ведёт себя агрессивно, не обращая внимание на общепринятые нормы поведения, в возникновении конфликтов обвиняет других.

 

Самостоятельная работа по Психологии общения №3

Вариант 2.

1. Определите, какую стратегию в конфликтной ситуации использует медицинская сестра:

Ситуация происходит в больничной палате. Медсестра поставила пациентке капельницу. Пациентка просит медсестру побыть рядом с ней, пока не прокапает вся капельница. Медсестра говорит, что у нее много дел, но пациентка ее не отпускает, рассказывая о своих страхах. Тогда медсестра остается сидеть рядом с ней пока не закончится процедура.

2. Определите, какой прием активного слушания использовал фельдшер в данной ситуации: Пациентка рассказывала фельдшеру, что на завтрак она пила чай, на обед час с кусочком булочки, на ужин - чай с одним печеньем. Исходя из слов пациентки, фельдшер сказал: "Вы так мало ели, наверное, вы ощущаете себя голодной?".

3. Определите, какой прием активного слушания использовала медицинская сестра в данной ситуации: Выслушав пациента, медицинская сестра говорит ему: «Если я Вас правильно поняла, то Вы считаете, что флюорографию легких Вам делать завтра не целесообразно, так как Вы её делали 10 дней назад».

4. Определите тип конфликтной личности в приведённых ниже поведенческих характеристиках:

Фельдшер обладает завышенной самооценкой, прямолинеен и не гибок. Не считается с мнением окружающих. В конфликте отстаивает свою точку зрения, болезненно обидчив на замечания в свой адрес со стороны окружающих.

5. Определите тип конфликтной личности в приведённых ниже поведенческих характеристиках:

Фельдшер скрупулезно относиться к работе, предъявляет завышенные требования к окружающим. В конфликтных ситуациях сдержан, особенно в эмоциональных проявлениях, если считает , что его обидели - сразу собирается увольняться.

Категория: Мои статьи | Добавил: otti (08.10.2021)
Просмотров: 404 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: