Главная » Статьи » Мои статьи |
Уважаемые студенты, у нас с вами лекция №20, изучите ее самостоятельно. Тема 20 Синдром профессионального выгорания СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА Термин «профессиональное выгорание» был введен американским психологом Х. Фреденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния людей, находящихся в интенсивном профессиональном общении, в эмоционально насыщенной атмосфере. Его «приобретают профессионалы, изначально обладающие большим творческим потенциалом, фанатично преданные своему делу». По наблюдениям С. Маслач, профессора Калифорнийского университета, у многих профессионалов, работающих в сфере оказания помощи, постепенно уменьшается проявление заботы о людях, с которыми они работают. Через какое-то время они начинают понимать, что просто не могут выполнять те обязательства, которых требует специфика их работы. И тогда люди говорят об эмоциональном истощении: «У меня не осталось никаких чувств... мне нечего отдавать... я истощен... я выгорел». Исследования С. Маслач показывают, что выгорание является эмоциональным истощением, следующим из стресса межличностного взаимодействия. Можно ли справиться с выгоранием? C. Маслач считает, что выгорание проявляется как специфический вид эмоционального истощения: утрата профессионалами позитивных чувств, сочувствия и уважения к клиентам. Она полагает, что источник этой проблемы находится больше в ситуации, чем в людях. Распространенность выгорания и количество профессионалов, подверженных этому синдрому, предполагает, что анализ «плохих» ситуаций, в которых работают многие хорошие люди, более эффективен, чем попытки найти «плохих» людей, работающих в учреждении. Профессиональное выгорание не наступает внезапно, оно подобно слабокипящему горшку, оставленному закрытым и в итоге выкипающим, или тлеющему угольку, который, если не обращать на него внимания, приведет к пожару. Э. Куллен называет три стадии профессионального выгорания медицинского персонала. Стадия первая - тревога. Человек больше не способен работать на необходимом уровне. Для поддержания репутации он использует механизмы защиты, например, думает: «Что хорошего дома? Мне больше нравится на работе». Использование этих механизмов иногда помогает, но ежедневное их применение - признак того, что человек делает что-то не так. Стадия вторая - сопротивление. Основные характеристики этой стадии - цинизм, непреклонность, строгость. Человек концентрируется на правилах и инструкциях и непреклонен в отстаивании своих позиций. Он становится замкнутым и изолированным от других (это поведение может оставаться незамеченным, потому что подобные взаимоотношения могут отталкивать других сотрудников). Если медицинский работник, с которым вы обычно проводили много времени вне работы, неожиданно прекращает общаться с вами, это может быть сигналом профессионального выгорания. Стадия третья - истощение. Человек может быть, с одной стороны, сонным, вялым и апатичным, с другой стороны, очень злым и жестоким. На этой стадии ему требуются внимание и забота, однако в действительности, в экстремальных ситуациях чаще используются меры дисциплинарного характера. Наилучшая альтернатива - консультация специалиста. Существует много факторов, влияющих на развитие выгорания сестринского персонала. Л. Фиппс относит к группе наибольшего риска работу в отделениях неотложной терапии и выделяет следующие факторы: дефицит времени; работа в атмосфере, перегруженной сенсорными стимулами; необходимость принимать решения об очередности оказания помощи; проблемы во взаимоотношениях с коллегами. Существуют и другие факторы, которые влияют на развитие выгорания вне зависимости от того, где работает медицинская сестра. Д. Мейснер, например, считает, что наихудший враг медицинской сестры - другая медицинская сестра. Некоторые медицинские сестры совершают своего рода геноцид, когда имеют дело с новыми и/или молодыми медицинскими сестрами. Этот процесс можно рассматривать как своего рода «коварное людоедство», которое может уничтожить профессию скорее, чем внешние силы. Как только в штате появляется новая медицинская сестра, другие сотрудники сразу же забывают, как когда-то и они были «новенькими». Они предъявляют к новым сотрудникам далекие от реальности требования. К сожалению, вновь поступившие на работу медицинские сестры не осознают, что имеют дело с сотрудниками, которые их «сжигают». Синдром эмоционального выгорания - это состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов, пожарные). Признаки синдрома эмоционального выгорания:
Синдрому эмоционального выгорания предшествует: - Повышенная активность - человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах) - Истощение - чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. - Личностная отстраненность - не волнует профессиональная деятельность, не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Ощущение утраты собственной эффективности, падение самооценки. - Нет перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности. Группы симптомов характерные для СЭВ: 1. Физические симптомы - Усталость, утомление, истощение; - Уменьшенный или увеличенный вес; - Недостаточный сон, бессонница; - Плохое общее состояние здоровья; - Затрудненное дыхание, отдышка; - Тошнота, головокружение, потливость, дрожание; - Гипертензия (повышенное давление); - Язвы, нарывы; Сердечные боли 2. Эмоциональные симптомы: - Недостаток эмоций, пессимизм, цинизм, черствость; - Безразличие и усталость; - Ощущения фрустрации (расстройство замыслов) и беспомощности; - Раздражительность, агрессивность; - Тревога, беспокойство, неспособность сосредоточиться; - Депрессия, чувство вины; - Нервные рыдания. Истерики. Душевные страдания; - Потеря идеалов, надежд, профессиональных перспектив. 3. Поведенческие симптомы: - Рабочее время больше 45 часов в неделю; - Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть; - Безразличие к еде; стол скудный, без изысков;. - Малая физическая нагрузка; - Оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; - Несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т.д.); - Импульсивное эмоциональное поведение. 4. Интеллектуальные симптомы: - Уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе; - Скука, тоска, апатия, недостаток интереса к жизни; - Предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; - Цинизм или безразличие к новшествам; - Отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании); - Формальное выполнение работы. 5. Социальные симптомы: - Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби; - Социальные контакты ограничиваются работой; - Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе; - Ощущение изоляции, непонимания других и другими; - Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег. Факторы, способствующие развитию СЭВ Стресс на рабочем месте: несоответствие между личностью и предъявляемыми ей требованиями. Организационные факторы: - Высокая рабочая нагрузка; - Отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства; - Недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное; - Невозможность влиять на принятие важных решений; - Двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций (выговор, увольнение, судебное преследование); - Однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; - Необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, например, необходимость быть эмпатичным; - Отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы. Профессиональные факторы: - «Помогающие», альтруистические профессии, где сама работа обязывает оказывать помощь людям (врачи, медицинские сестры, социальные работники, психологи, учителя и даже священнослужители). - Работа с «тяжелыми» клиентами. В медицине это геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями. Субъективные факторы: - Склонность к эмоциональной ригидности; - Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности; - Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; - Нравственные дефекты и дезориентация личности; - Трудоголизм; - Болезни, ослабленность после болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого или пациента). | |
Просмотров: 38 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |