Главная » Статьи » Мои статьи |
Тема 6. Агрессия в медицинской практике Агрессивное поведение. Основные положения Различные формы отклоняющегося поведения имеют общие свойства, которые являются критерием принадлежности к группе девиаций. Одним из таких существенных признаков является деструктивность — разрушительность. Деструктивность тесно связана с такой базовой человеческой характеристикой, как агрессия. Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Характеристики агрессии:
Проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, Басс описал агрессивные действия. По мнению Басса, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал:
Основные теории агрессии Существует множество теоретических направлений, по-своему рассматриваемых сущность и причины агрессии. Большинство из них подпадает под одну из четырех категорий:
Эти теории объясняют агрессию как результат влияния особых условий окружающей среды:
Различные стимулы окружающей среды не вызывают агрессию напрямую, а побуждают к ней. Теория «фрустрация-агрессия». В основе данной теории, сформулированной группой ученых во главе с Доллардом, лежат следующие два положения:
Исследования показывают, что фрустрация как состояние, возникающее в результате не возможности удовлетворения потребности, вызывает агрессию прежде всего у людей, которые привыкли реагировать на агрессию или другие аверсивные стимулы подобным образом. Последователи этого направления предполагают, что все акты агрессии, даже скрытые от наблюдения, играют роль катарсиса, снижая уровень побуждения к последующей агрессии. Например, такие действия, как агрессивные фантазии, умеренно выраженное раздражение или удар кулаком по столу могут снизить уровень побуждения к последующей агрессии.
Сторонники этого направления полагают, что фрустрация и другие аверсивные стимулы провоцируют агрессивные реакции только тогда, когда они:
Если рассудок говорит, что опасность велика, или человек застревает на угрозе и своей мести, то у него сохраняется высокий уровень возбуждения и наоборот. Если человек почувствовал уменьшение опасности или обнаружил смягчающие обстоятельства, то, вероятно, уровень возбуждения будет снижаться. Сторонники этого подхода также признают, что агрессия может быть импульсивной и не подвластной сознанию.
Теория социального научения, предложенная Бандурой, уникальна: агрессия рассматривается как специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном так же, как и многие другие формы социального поведения. Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:
Чтобы осуществить агрессивное действие, нужно уметь обращаться с оружием, владеть приемами рукопашного боя, знать слова, которые причиняют страдания. Эти знания и умения не даются от рождения, следовательно, люди научаются вести себя агрессивно. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в агрессивных ситуациях, а также в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии. Теории социального научения полагают, что агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях, поэтому ее возможно предотвратить или взять под контроль.
Становление агрессивного поведенияСтановление агрессивного поведения — сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников:
Основные детерминанты агрессивного поведения
Агрессия не возникает в социальном вакууме. На агрессивное поведение влияет присутствие и действия других людей. Окружающие могут принуждать или подстрекать нас к совершению актов насилия. Специфическими социальными предпосылками агрессии являются:
Одной из сильного и устойчивого детерминанта агрессии является провокация.
Например, люди «дают сдачи», чтобы, с одной стороны, не показаться слабыми, трусливыми, проигравшими, а с другой - чтобы предупредить дальнейшие нападки. Весьма мощной социальной детерминантой агрессии являются «сторонние наблюдатели». Они могут подогревать или подавлять агрессию прямыми действиями, давая участникам конфликта вербальные указания или просто присутствуя. Если агрессор полагает, что его действия вызывают одобрение у наблюдателей, то агрессия может усиливаться, и наоборот.
К внешним детерминантам агрессии относятся особенности среды или ситуации. Многие из них ассоциированы с физическими факторами окружающей среды. Наибольшее влияние на провоцирование агрессии оказывает:
Внешними детерминантами агрессии могут быть индивидуальные характеристики человека. На частоту и силу агрессивных действий по отношению к определенному человеку могут сильно повлиять ассоциации данного человека с неприятными событиями или с тем, что вызывало или вызвало раздражение (имя, одежда, цвет и т.д.). Посыл к агрессии вызывают фильмы со сценами насилия, они подкрепляют агрессию.
Во многих случаях мощными детерминаторами агрессии являются некоторые устойчивые черты личности. Речь идет о тех личностных чертах, которые остаются неизменными вне зависимости от ситуации. К таким чертам относятся:
Поведенческие реакции личности зависят также от его установок и внутренних стандартов. Агрессивное поведение активизирует различные предрассудки, например, расовые. В проявлениях агрессии выявляются и гендерные различия. Исследования показали, что
Мужчины чаще, чем женщины, выступают в качестве объекта физического нападения, в то время как женщины чаще становятся жертвами сексуальных домогательств и грубости в супружеских отношениях.
| |
Просмотров: 511 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |