Категории раздела

Главная » Статьи » Мои статьи

Дистанционка 20 Б от 03.05.2022

Тема 6. Агрессия в медицинской практике

Агрессивное поведение. Основные положения

Различные формы отклоняющегося поведения имеют общие свойства, которые являются критерием принадлежности к группе девиаций. Одним из таких существенных признаков является де­структивность — разрушительность. Деструктивность тесно свя­зана с такой базовой человеческой характеристикой, как агрессия.

Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на ос­корбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Ха­рактеристики агрессии:

  1. направленность
  • на внешние объекты (людей или предметы)
  • на себя (тело или личность);
  1. формы проявления:
  • явные - конфликтность, злословие, дав­ление, принуждение
  • латентные - уход от контактов, бездействие с целью навредить кому-либо);
  1. интенсивность.

Проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, Басс описал агрессивные действия.

По мнению Басса, агрессивные действия можно опи­сать на основании трех шкал:

  1. физическая — вербальная;
  2. активная — пассивная;
  3. прямая — непрямая.

 

Основные теории агрессии

Существует множество теоретических направлений, по-своему рассматриваемых сущность и причины агрессии.

Большинство из них подпадает под одну из четырех категорий:

  1. агрессия как инстинктивное поведение (врожденные побуждения или задатки);
  2. агрессия как проявление побуждения (потребность, активируемая внешними сти­мулами);
  3. агрессия как результат когнитивной и эмоциональной деятельности (относится к познавательным и эмоциональным процессам);
  4. агрессия как приобретённое социальное поведение (связана с актуальными социальными условиями в сочетании с предшествующим научением).

 

  1. Агрессия как инстинктивное поведение (эволюционный подход)

 

  • Психоаналитический подход. В своих работах З. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса (либидо), инстинкта жизни. Энергия эроса направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни. Второй основной инстинкт, танатос — влечения к смерти. Энергия танатоса направлена на разрушение и прекращение жизни.
  • Этологический подход.  Имеет сходство с теорией З. Фрейда. По мнению автора данного подхода — Лоренца, агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за вы­живание, который присутствует у людей. Агрессивная энергия по Лоренцу, накапливается с течением времени. Чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия «выплеснулась» вовне.
  • Социобиологический подход. Согласно социобиологам, индивидуумы будут, скорее всего, содействовать тем, у кого имеются схожие гены, проявляя альтруизм и самопожертвование и будут проявлять агрессивность по отношению к тем, кто от них отличается или не состоит в родс­тве, т. е. к тем, у кого наименее вероятно наличие схожих генов. Агрессия — это сред­ство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (преиму­щественно на генетическом уровне) в естественном отборе.

 

  1. Агрессия как проявление побуждения

     Эти теории объясняют агрессию как результат влияния особых условий окружающей среды:

  • Фрустрирующих – мешающих удовлетворению какой-либо потребности;
  • Аверсивных – вредных, таких как жара, теснота, неприятные запахи;
  • Возбуждающие.

Различные стимулы окружающей среды не вызывают агрессию напрямую, а побуждают к ней.

Теория «фрустрация-агрессия».

В основе данной теории, сформулированной группой ученых во главе с Доллардом, ле­жат следующие два положения:

  1. фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме;
  2. агрессия всегда является результатом фрустрации.

Исследования показывают, что фрустрация как состояние, возникающее в результате не возможности удовлетворения потребнос­ти, вызывает агрессию прежде всего у людей, которые привыкли реагировать на агрессию или другие аверсивные стимулы подобным образом.

Последователи этого направления предполагают, что все акты агрессии, даже скрытые от наблюдения, играют роль катарси­са, снижая уровень побуждения к последующей агрессии. Например, та­кие действия, как агрессивные фантазии, умеренно выраженное раз­дражение или удар кулаком по столу могут снизить уровень побуждения к последующей агрессии.

  1. Агрессия как результат когнитивной и эмоцио­нальной деятельности

       Сторонники этого направления пола­гают, что фрустрация и другие аверсивные стимулы провоцируют агрессивные реакции только тогда, когда они:

  • либо переживаются (эмоциональная деятельность) как неприятное событие,
  • либо ин­терпретируются (когнитивная деятельность) как негативное воз­действие.

Если рассудок говорит, что опасность велика, или чело­век застревает на угрозе и своей мести, то у него сохраняется высокий уровень возбуждения и наоборот. Если человек почувствовал умень­шение опасности или обнаружил смягчающие обстоятельства, то, вероятно, уровень возбуждения будет снижаться.

Сторонники этого подхода также признают, что агрессия может быть импульсивной и не подвластной сознанию.

  1. Агрессия как приобретенное социальное поведение (научение насилию)

 Теория социального научения, предложенная Бандурой, уни­кальна: агрессия рассматривается как специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном так же, как и многие другие формы социального поведения. Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

  1. способов усвоения подобных действий;
  2. факторов, провоцирующих их появление;
  3. условий, при кото­рых они закрепляются.

Чтобы осуществить агрессивное действие, нужно уметь обращаться с ору­жием, владеть приемами рукопашного боя, знать слова, которые при­чиняют страдания. Эти знания и умения не даются от рождения, сле­довательно, люди научаются вести себя агрессивно.

Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного уча­стия в агрессивных ситуациях, а также в результате пассивного на­блюдения проявлений агрессии.

Теории социального научения пола­гают, что агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях, поэтому ее возможно предотвратить или взять под контроль.

 

Становление агрессивного поведения

Становление агрессивного поведения — сложный и много­гранный процесс, в котором действует множество факторов.

Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основ­ных источников:

  1. семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление (пол­ная и неполная семья, отношения «ребенок-родитель», взаи­моотношения между братьями и сестрами, стиль семейного руководства);
  2. агрессивные дети обучаются также при взаимодействии со сверстниками, часто узнавая о преимуществах агрессивного по­ведения во время игр;
  3. дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических, предлагаемых масс-медиа (обу­чение посредством наблюдения; формирование эффекта снятия запретов; постепенная утрата эмоциональной восприимчивости к агрессии и к признакам чужой боли; изменение индивидуального образа реальности).

 

Основные детерминанты агрессивного поведения

  1. Социальные детерминанты

Агрессия не возникает в соци­альном вакууме. На агрессивное поведение влияет присутствие и действия других людей. Окружающие могут принуждать или под­стрекать нас к совершению актов насилия.

Специфическими социальными предпосылками агрессии яв­ляются:

  1. фрустрация (уровень, наличие посылов к агрессии, степень неожиданности фрустрирующего фактора, эмоциональные и ког­нитивные процессы);
  2. вербальное и физическое нападение (провокация);
  3. характеристики жертвы (пол, национальная принадлеж­ность и др.);
  4. подстрекательство со стороны окружающих.

Одной из сильного и устойчивого детерминанта агрессии является провокация.

  • как правило, люди отвечают ударом на удар;
  • ответ на оскорбления, издёвки, замечания – физическая агрессия.

Например, люди «дают сдачи», чтобы, с одной сторо­ны, не показаться слабыми, трусливыми, проигравшими, а с дру­гой - чтобы предупредить дальнейшие нападки.

Весьма мощной социальной детерминантой агрессии являются «сторонние наблюдатели». Они могут подогревать или подавлять агрессию прямыми действиями, давая участникам конфликта вер­бальные указания или просто присутствуя.

Если агрессор полагает, что его действия вызывают одобрение у наблюдателей, то агрессия может усиливаться, и наоборот.

 

  1. Внешние детерминанты агрессии

К внешним детерминантам агрессии относятся особенности сре­ды или ситуации. Многие из них ассоциированы с физическими факторами окружающей среды.

Наибольшее влияние на провоцирование агрессии оказывает:

  • жара, шум, теснота, духота, сигаретный дым, неприятные запахи.

Внешними детерминантами агрессии могут быть индивидуальные характеристики человека. На частоту и силу агрессивных действий по отношению к определенному человеку могут сильно повлиять ассоциации данного человека с неприятными событиями или с тем, что вызывало или вызвало раздражение (имя, одежда, цвет и т.д.).

Посыл к агрессии вызывают фильмы со сценами насилия, они подкрепляют агрессию.

  1. Психологические детерминанты (личность, установка, ген­дер).

Во многих случаях мощными детерминаторами агрессии яв­ляются некоторые устойчивые черты личности. Речь идет о тех личностных чертах, которые остаются неизменными вне зависи­мости от ситуации.

К таким чертам относятся:

  • боязнь общественного неодобрения;
  • раздражительность;
  • тенденция усматривать враждебность в чужих действиях (предвзятость отношений);
  • убежденность человека в том, что он в любой ситуации оста­нется хозяином своей судьбы (локус контроля);
  • склонность испытывать чувство стыда, а не вины во многих ситуациях.

Поведенческие реакции личности зависят также от его устано­вок и внутренних стандартов.

Агрессивное поведение активизирует различные предрассудки, например, расовые.

В проявлениях агрессии выявляются и гендерные различия. Исследования показали, что

  • мужчины демонстрируют более высокие уровни прямой агрессии,
  • женщины — непрямой агрессии.

Мужчины чаще, чем женщины, выступают в качестве объекта физического на­падения, в то время как женщины чаще становятся жертвами сексу­альных домогательств и грубости в супружеских отношениях.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: otti (29.04.2022)
Просмотров: 511 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: