Категории раздела

Главная » Файлы » Мои файлы

Лекция №1 ЛД 2 семестр. Личность, основные характеристики личности
[ Скачать с сервера (18.5 Kb) ] 11.10.2012, 19:12

Личность. Психологическая характеристика личности.

План конспекта:

- Понятие  личность. Индивид – личность – индивидуальность.

- Психологические характеристики личности. Структура личности.

- Направленность личности.

- Возможности личности (задатки и способности личности).

Понятие личность. Индивид – личность – индивидуальность.

Человек на свет рождается уже человеком.  У человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела человека предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец – уже человек по сумме своих возможностей – отличается от детеныша животного. Таким образом, доказывая факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид, в отличие от животного, которого именуют особью. В понятии индивид воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны. Человек – это, с одной стороны, биологическое существо, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться, познавать окружающий мир и активно изменять, преобразовывать его. С другой стороны, человек – существо общественное. Это самый важный его признак, так как общественная жизнь и общественные отношения, коллективный труд изменили и подчинили себе его биологическую, телесную организацию. В психологии, кроме понятия «человек», употребляется понятие «личность».  Личность – это социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения. Быть личностью – значит осуществлять выбор, оценивать последствия принятого решения, значит иметь  активную жизненную позицию.

Какова же роль биологического и социального факторов в формировании личности? Природные особенности человека – это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют, ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления личности – продукт общественного бытия человека. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

В психологии наряду с понятиями «человек» и «личность» употребляют еще и понятие «индивидуальность». Своеобразен и неповторим жизненный путь каждого человека, условия его жизни и деятельности, обучения и воспитания, поэтому нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых личностей. Индивидуальностью и называют личность данного человека, личность в ее конкретном варианте как неповторимое сочетание своеобразных психологических особенностей.

 

Психологические характеристики личности. Структура личности.

Отметим три важнейшие психологические характеристики личности. Во-первых, устойчивость свойств личности. При всей пластичности, изменчивости психических проявлений личности все-таки отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации.

Во-вторых, единство личности. Личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности. Например, настойчивость как умение добиваться цели, преодолевая трудности и препятствия, имеет положительное значение только в сочетании с высокими моральными чувствами. Совсем иное содержание будет иметь эта черта, если она связана с сильно развитыми эгоистическими потребностями, со стремлением добиться личного благополучия при пренебрежении интересами коллектива, других людей. Поэтому личность формируется, воспитывается не по частям, нельзя воспитывать отдельные ее черты, не обращая внимание, отвлекаясь от других черт личности. Формируется, воспитывается всегда личность в целом.

В-третьих, активность личности. Активность выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, на изменение собственной природы, своего психического склада (самовоспитание).

Личность – очень сложное целое. Но в этом сложном целом можно выделить структуру личности. Это три основные стороны, или, как говорят психологи, три блока. Первый блок – направленность личности, система ее отношений к окружающему миру. Сюда включаются потребности, мотивы поведения, интересы, идеалы, склонности, убеждения, мировоззрение. Второй блок – это возможности личности (задатки и способности). Третий блок – психологические особенности поведения (темперамент, характер). Иными совами, личность характеризуется тем, как действует человек и почему он действует так, а не иначе.

 

Направленность личности

Понять направленность личности – это, прежде всего, раскрыть устремления человека, цели, которые он ставит на своем жизненном пути, мотивы, которыми руководствуется в своих действиях и поступках, причины, побуждающие его к активной деятельности. Все это реализуется в таких психологических формах, как потребности, интересы, убеждения, мировоззрение.

Что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить перед собой те или иные цели и добиваться их? Такими побудительными причинами являются потребности. Потребность – это побуждение к деятельности, которое переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то.

Потребности человека разнообразны. Прежде всего, выделяют потребности естественные (природные), которые непосредственно обеспечивают существование человека. От рождения человек, как и все животные, нуждается в питании, сне, воздухе, питье и т.д. Эти потребности являются необходимым условием существования организма животного и человека. Без удовлетворения естественных потребностей и животное, и человек обрекаются на смерть. Наряду с естественными у человека, есть и чисто человеческие, духовные, или социальные, потребности: потребность в общении с другими людьми, в эмоциональном тепле, в уважении, потребность в знаниях, культурные потребности (чтение книг, слушание музыки, посещение театров и кино), потребность в деятельности, эстетические потребности.

Анализируя тот или иной конкретный поступок, конкретное действие, определенную деятельность человека, надо знать мотивы этих поступков, действий. Например, студент тщательно учит анатомию. Мотивом может быть и желание порадовать родителей, и желание понравиться преподавателю, и потребность в приобретении знаний. Поэтому, оценивая поступок человека, необходимо принимать во внимание мотив этого поступка. Только тогда можно правильно оценить его. Мотив – это  побуждение к деятельности, объяснительная причина поступков, связанная с удовлетворением определенной потребности. Существуют осознанные мотивы и неосознанные. Неосознанный мотив, когда человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относят влечение, на формирование неосознанных мотивов оказывают влияние установки, внушения.

В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Познавательная потребность человека проявляется в интересах. Интерес – одна из форм направленности личности на тот или иной предмет, явление или деятельность, окрашенная положительной эмоцией. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни.

Важный мотив поведения – убеждения. Это определенные положения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Если убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека. Мировоззрение – система взглядов на окружающую человека объективную реальность.

 

Возможности личности (задатки и способности).

Задатки – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. Нельзя считать, что каждой способности соответствует свой определенный задаток. Задатки многозначны (на основе одного и того же задатка могут выработаться разные способности).

Что дает основание говорить о наличии у человека способностей к какой-то деятельности? Основанием служит два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. Человека считают способным, если он быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки, добивается достижений, значительно превосходящий средний уровень.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.

Способности формируются и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался, хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания.

Классификация способностей

1. Элементарные общие (природные) способности – присуще всем людям, основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, чувствовать, мыслить, запоминать.

2. Элементарные частные способности – присуще не всем людям и не в равной степени: например, музыкальный слух, эмпатия, организованность, находчивость. Эти свойства проявляются в определенной области деятельности и предрасполагают к ней.

3. Сложные общие способности – относятся к общечеловеческим видам деятельности: способность к развитию речи, общению, игре, обучению, творческие способности

4. Сложные специальные способности (связаны с отдельными видами профессий) –  например актерское перевоплощение.

 

Талант – это способность к определенной деятельности, проявляющаяся как творчество, т.е. высокий уровень развития способностей.

Категория: Мои файлы | Добавил: otti
Просмотров: 12654 | Загрузок: 216 | Рейтинг: 4.2/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: