Главная » Статьи » Мои статьи |
Раздел 1. Общая психология Тема 1.1 Психология как научная дисциплина необходимая в работе медицинской сестры Содержание учебного материала: Значение изучения психологии для медицинской сестры. Предмет и задачи психологии. Этапы развития психологии как науки. Основные методы психологии. Понятие и функции психики. Психические процессы, свойства и состояния. Психологическая грамотность необходима каждому человеку, для медицинской сестры – это еще и важные профессиональные знания. Медицинский работник любой специальности имеет, в первую очередь, дело с личностью своего пациента. Знание индивидуальных психологических особенностей личности пациента позволит более эффективно построить свою тактику общения с ним. Поможет мобилизовать психические резервы человека на преодоление болезни. Средний медицинский работник должен знать и учитывать, что различные соматические болезни, особенно тяжелые и хронические, вызывают определенные изменения психики, что проявляется при общении с пациентом. Медицинскому работнику надо учитывать психические особенности пациентов, их возрастные изменения, пол, социальное окружение, чтобы не нанести вреда человеку, а наоборот способствовать их скорейшему выздоровлению. Наша сложная многообразная жизнь постоянно ставит перед человеком массу проблем как профессиональных, так и личных. Они причудливо переплетаются, и человек ищет выход из противоречивых жизненных ситуаций. Как же его найти? Можно методом проб и ошибок, но это самый сложный путь с огромными нервно-психическими затратами. Лучше всего идти путем анализа своего поведения и поведения другого человека, предвидения последствий своих поступков и отношений с другими людьми, формирования умений управлять своим поведением, эмоциями, общением. Для этого нужна психологическая культура, которая складывается из трех основных компонентов: познания себя, познания другого человека, культуры поведения и общения. Свободный выбор может быть осуществлен только на основе осознания и понимания молодыми людьми своих индивидуальных возможностей. Большую роль здесь должна сыграть психологическая наука. Психология в буквальном значении этого слова – наука о душе. История ее, как изучение души человека, его психологического мира методом самонаблюдения и самоанализа, уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце прошлого столетия, после того, как получила экспериментальную базу и естественно-научную физиологическую основу. Датой начала научной психологии считается 1879г., когда в Лейпциге была открыта Вундтом первая психологическая лаборатория. Путь развития научной психологии был не простым, он отражает многообразие и сложность практики и жизнедеятельности людей. Вначале разработки в психологии носили сугубо теоретический характер, но затем, особенно в связи с развитием производства и техники, на первый план выдвинулись практические проблемы (работоспособность, взаимоотношения в группе, мотивация поведения и т.д.). В середине двадцатого века наблюдается активный процесс дифференциации психологии на многочисленные отрасли – возрастную, медицинскую, инженерную, социальную, педагогическую, спортивную и т.д. Задача психологии и психологов – помочь человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психических напряжений. Если перед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми, связанных с ними собственных переживаний, ему нужно понять внутренние механизмы возникновения этих осложнений. А как это возможно? Только обратившись к психологии, только поняв всю сложность и тонкость психического мира человека, его душу. По содержанию понятие «душа» в научной психологии обычно соответствует понятиям психика, внутренний мир человека, переживание, сознание. В общечеловеческом значении душа понимается более широко. Психика – от греч. Псюхе – душа, логос – учение, понятие. Психология в переводе – наука о душе. В психологической науке психика рассматривается как: А) свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в Б) активном отражении субъектом объективного мира и построении картины этого мира, В) саморегуляции на этой основе своего поведения. Психология в настоящее время рассматривается как научное исследование поведения и умственной деятельности, а также практическое применение приобретенных знаний. Психология:
Материальным субстратом психики является мозг, но сколько бы мы его не препарировали самой психики мы на увидим. Как же тогда изучать явление, которое нельзя ни увидеть, ни пощупать, которое не поддается прямым замерам? В науке, помимо изучения некоторого явления напрямую, существует косвенный путь – изучение явления через то, в чем оно проявляется. Следовательно, изучение психики мы можем начать через изучение психических явлений, в которых она проявляется. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Загляните внутрь себя, и Вы обнаружите свои мысли, идеи, желания, чувства, отношение к себе, к другим людям. Вы видите и слышите окружающий Вас мир, у Вас может быть хорошее настроение или плохое, связанное с воспоминаниями и переживаниями и т.д. Все это и есть Ваш внутренний, субъективный опыт или психические явления. Факты внутреннего, субъективного опыта не только присутствуют у Вас, но Вы знаете об их существовании. Вы знаете о своих желаниях, чувствах, стремлениях и т.д. Следовательно, факты внутреннего, субъективного опыта Вам открываются, и изучать Вы их можете с помощью самонаблюдения. Предметом психологии является психика, которая имеет сложное строение, и в ней можно выделить три основные формы психических явлений. Психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, воля, чувства) являются кратковременными и представляют собой начальные стадии познавательных процессов. Психические состояния (радость, страх, бодрость, подавленность, раздражительность, усталость и т.д.) - относительно устойчивые явления психической деятельности, характеризующие психику в целом, более длительные и сложные по сравнению с элементарными познавательными процессами. Их можно рассматривать как фон, на котором протекают психические процессы. Психические свойства личности - устойчивые образования, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, характерный для данного человека. К ним относятся темперамент, характер, способности человека.
Уровни психики
- Самосознание. З.Фрейд впервые обратил внимание на огромную роль бессознательного в психической жизни человека. В бессознательном, в отличие от сознательного, воспринимаемый мир сливается с переживаниями человека, его отношением к этому миру, что делает невозможным контроль действий и оценку их результатов. Что же относят к сфере бессознательного:
Высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, называется сознанием. Важное отличие сознания человека от психики животных заключается и в наличии самосознания, т.е. способности познавать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности. Существует множественность подходов к изучению сознания, в каждой области свой подход и свои определения. Биологи и физиологи – не разграничивают сознание и внимание. Медицина – отождествляет сознание с бодрствованием. Философы – акцент на субстанции. Сознание – способность отражать действительность или как форма организации духа. Юристы – способность субъекта отдавать отчет о своих действиях и деятельности. Психология – высший уровень психической деятельности, как человеческое качество психики, как высшая ступень организации психики.
Сознание и психика Психика присуще животным и человеку, а сознание только человеку. Работа психики – постоянный фактор, сознание – переменный. Психика – для всех возрастов, сознание – в младенчестве и старости может и не быть. Патология сознания не исключает работу психики, а патология психики может вызвать потерю сознания. Самосознание
Образы «Я» в структуре самосознания:
Отрасли прикладной психологии Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения. Возрастная психология изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости. Социальная психология рассматривает психические явления, которые возникают в различных группах и коллективах в процессе общения людей, выявляет психологические закономерности взаимоотношений личности и общества. Медицинская психология изучает особенности общения медицинских работников и больных, психику людей, страдающих соматическими или психическими расстройствами, а также психологическими средствами воздействия на пациента в целях профилактики и лечения различных заболеваний. Психология труда - изучает закономерности трудовой деятельности.
Методы психологии Основные методы психологии – наблюдение и эксперимент. Применяются и частные методы: метод беседы, анкетный метод, анализ продуктов деятельности, тестовый метод. Наблюдение
Самонаблюдение – наблюдение за собственными психическими процессами, неотрывно от наблюдения за их внешними проявлениями. Вопрос: Приведите примеры самонаблюдения за своим поведением в данный момент. Внешнее наблюдение – самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов исследования. Основное преимущество метода заключается в том, что он дает возможность изучать психические процессы в естественных условиях. Пр.: ребенка можно изучать в условиях обучения в школе. Эксперимент:
Лабораторный эксперимент проводят в специально организованных и в известном смысле искусственных условиях, он требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений. Часто его проводят в специально оборудованных для этой цели помещениях (лабораториях) с применением сложной аппаратуры. Эк-т позволяет измерить время протекания психических процессов, например быстроту реакций человека. Естественный эксперимент проводится в обычных, естественных условиях поведения и деятельности человека. Естественный эксперимент строится так, что испытуемые не подозревали о том, что они подвергаются психологическому исследованию - это обеспечивает естественность их поведения.
Вопросы на самоподготовку. Как Вы считаете, профессиональная подготовка медика должна ли включать психологическую подготовку? Обоснуйте свой ответ. Может ли поведение и мышление человека способствовать его здоровью? Приведите примеры. В чем мы видим проявляется работа психики? Приведите примеры. Если бы Вы определили содержание психологической подготовки медсестры, то каким психологическим знаниям и умениям Вы бы обучали в медицинском колледже?
Самостоятельная работа обучающихся:Изучение материалов учебной литературы. Учеб. пособие Полянцева О.И. «Психология» стр. 6-15, 43-51. Оформление граф логической структуры: «Основные формы проявления психики. Психические процессы, состояния, свойства». Для составления данной лекции использовался материал: - Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. - Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. - Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология.
| |
Просмотров: 5136 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |