Главная » Статьи » Мои статьи |
Лекция № 7 Установление и развитие коммуникативных контактов при взаимодействии пациент - медицинская сестра Содержание: Каналы общения. Налаживание отношений: способствующие и препятствующие факторы. Каналы общенияПрежде всего, выделяют каналы, соответствующие разным органам чувств: зрительный, слуховой, тактильный (прикосновения), соматосенсорный (ощущение своего тела) – он же кинетический. У каждого человека есть свои особенности в восприятии мира и другого человека с помощью органов чувств. В одном из направлений современной психологии НЛП эти различия положены в основу классификации людей: визуалы, аудиалы, кинестетики. Эти типы людей сильно различаются во многих отношениях, в том числе по структуре общения. Так, визуалы любят зрительно предъявляемое, конкретность, предпочитают возвышаться над собеседником, склонны к обвинительным утверждениям, не терпят хождений перед ними во время общения и т.д. Аудиалы все воспринимают через слуховые образы, музыку, речь, звуки в природе; кинестетики – через состояния своего тела, как бы все эмоционально переживают. Пр.: Если мы с вами находимся в одном помещении с сотней других людей и нас всех вдруг просят выйти из него, а потом сделать его описание, никого не удивит, что оно будет строго индивидуально. Кто-то заметит, как помещение выглядело, другой – какое оно производило впечатление, как он там «чувствовал» себя, а для третьего главными будут акустические особенности холла и наполнявшие его звуки. Слова, которые используют люди основных типов. Визуал: видеть, обозревать, изображение, смотреть, наблюдать, окинуть взором, заметить, созерцать, разглядеть, высмотреть, зрелище, иметь. Аудиал: слышать, слушать, гармония, шум, звонит колокол, внимать, диссонанс, звучать музыкой, звук, трезвон, слыхано, быть на слуху. Кинестетик: безопасный, движение, трогать, удобный, исследовать, быстро, обработать, уловить, ощутить, давление, чувствовать, испытывать. Каждый из нас пользуется словами из всех списков, однако мы всегда отдаем некоторое предпочтение одному из них. Пример: Один из супругов – визуал, другой – кинестетик. Визуал только что пришел домой и обнаружил там ужасный беспорядок. Визуал: Ты только посмотри. Что я вижу, придя, домой. Что за безобразие! Кинес.: А я полагаю, что все нормально, мне так удобно!
Налаживание контакта: способствующие и препятствующие факторы.
Исследователями выделено несколько зон, каждая из которых характеризует степень близости между общающимися. Описания этих зон довольно часто встречаются в литературе, но перечислим их еще раз: интимная зона – до 45 см – приемлема при личных взаимоотношениях; 45-150 см – личностная зона. Если люди беседуют, находясь в пределах этого расстояния, то их стараются обходить, а не проходить между ними; 4 – 12 шагов – социально-консультативная дистанция; более 12 шагов – общественная дистанция. Если кто-то вторгается в интимную или личностную зону, человек испытывает дискомфорт и старается найти некий оптимум пространственного контакта. Есть тенденция искать зависимость интимной зоны от статуса и настроения собеседника. Замечено, что детям для развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы необходимо как можно раньше иметь свою личную территорию: перенаселенность квартиры – один из патогенных факторов в возникновении неврозов. Интроверты обычно располагаются дальше от собеседника, чем экстраверты.
Коммуникативные барьеры общения в медицинской практике Коммуникативный барьер – это препятствие на пути адекватной передачи информации между партнёрами по общению. Различают: фонетический, семантический, стилистический, логический, социокультурный барьеры.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 49 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |