Категории раздела

Главная » Статьи » Мои статьи

Лекция №7 Установление и развитие коммуникативных контактов при взаимодействии пациент - медицинская сестра

Лекция № 7 Установление и развитие коммуникативных контактов при взаимодействии пациент - медицинская сестра

Содержание: Каналы общения. Налаживание отношений: способствующие и препятствующие факторы.

Каналы общения

Прежде всего, выделяют каналы, соответствующие разным органам чувств: зрительный, слуховой, тактильный (прикосновения), соматосенсорный (ощущение своего тела) – он же кинетический. У каждого человека есть свои особенности в восприятии мира и другого человека с помощью органов чувств. В одном из направлений современной психологии НЛП эти различия положены в основу классификации людей: визуалы, аудиалы, кинестетики. Эти типы людей сильно различаются во многих отношениях, в том числе по структуре общения. Так, визуалы любят зрительно предъявляемое, конкретность, предпочитают возвышаться над собеседником, склонны к обвинительным утверждениям, не терпят хождений перед ними во время общения и т.д. Аудиалы все воспринимают через слуховые образы, музыку, речь, звуки в природе; кинестетики – через состояния своего тела, как бы все эмоционально переживают.

Пр.: Если мы с вами находимся в одном помещении с сотней других людей и нас всех вдруг просят выйти из него, а потом сделать его описание, никого не удивит, что оно будет строго индивидуально. Кто-то заметит, как помещение выглядело, другой – какое оно производило впечатление, как он там «чувствовал» себя, а для третьего главными будут акустические особенности холла и наполнявшие его звуки.

Слова, которые используют люди основных типов. Визуал: видеть, обозревать, изображение, смотреть, наблюдать, окинуть взором, заметить, созерцать, разглядеть, высмотреть, зрелище, иметь. Аудиал: слышать, слушать, гармония, шум, звонит колокол, внимать, диссонанс, звучать музыкой, звук, трезвон, слыхано, быть на слуху. Кинестетик: безопасный, движение, трогать, удобный, исследовать, быстро, обработать, уловить, ощутить, давление, чувствовать, испытывать.

Каждый из нас пользуется словами из всех списков, однако мы всегда отдаем некоторое предпочтение одному из них.

Пример: Один из супругов – визуал, другой – кинестетик. Визуал только что пришел домой и обнаружил там ужасный беспорядок.

Визуал: Ты только посмотри. Что я вижу, придя, домой. Что за безобразие!

Кинес.: А я полагаю, что все нормально, мне так удобно!

 

Налаживание контакта: способствующие и препятствующие факторы.

СПОСОБСТВУЮТ

ПРЕПЯТСТВУЮТ

Приветствие

Отсутствие приветствия

Улыбка

Мрачность, суровость

Рукопожатие или наклон головы

Отсутствие реакции

Обращение по имени-отчеству

Избегание имени

Сокращение физической и психической дистанции

Игнорирование партнера

Наклон в сторону собеседника

Наклон от собеседника

Оптимальное для него расстояние, расположение под углом

Слишком большое или слишком близкое расстояние

Отсутствие преграды между партнерами

Наличие стола или другой преграды

Открытость позы и жестов

Закрытые позы и жесты

Расстегнутый пиджак

Полная «застегнутость»

Контакт глаз (около 40% времени, но каждый взгляд не дольше 10 секунд)

Избегание контакта глаз или долгий взгляд в упор

Равенство позиции (оба сидя или стоя)

Неравенство позиции

Подстройка к партнеру (достижение сходства позы, состояния, стиля речи, ритма дыхания)

Рассогласование по позе, стилю, состоянию

Доброжелательный тон голоса

Резкий или равнодушный тон

Сосредоточение внимания на партнере, отсутствие внешних помех

Отвлечение на других людей, звонки, дела

Готовность к его приходу

Неготовность нужных бумаг, беспорядок на столе

Положительная обратная связь- это одобрительное высказывание по поводу действия, которое совершил человек.

Неодобрение, критика

Выражение понимания, сопереживания

Непонимание, равнодушие

Готовность честно признать свои промахи

«Маска» на лице или обилие реакций

Индивидуальный подход

Стереотипность, предубежденность

Уверенность

Суетливость, навязчивые движения

Неторопливость

Разговор впопыхах, между делом

 

Исследователями выделено несколько зон, каждая из которых характеризует степень близости между общающимися. Описания этих зон довольно часто встречаются в литературе, но перечислим их еще раз: интимная зона – до 45 см – приемлема при личных взаимоотношениях; 45-150 см – личностная зона. Если люди беседуют, находясь в пределах этого расстояния, то их стараются обходить, а не проходить между ними; 4 – 12 шагов – социально-консультативная дистанция; более 12 шагов – общественная дистанция.

Если кто-то вторгается в интимную или личностную зону, человек испытывает дискомфорт и старается найти некий оптимум пространственного контакта. Есть тенденция искать зависимость интимной зоны от статуса и настроения собеседника.

Замечено, что детям для развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы необходимо как можно раньше иметь свою личную территорию: перенаселенность квартиры – один из патогенных факторов в возникновении неврозов.

Интроверты обычно располагаются дальше от собеседника, чем экстраверты.

 

Коммуникативные барьеры общения в медицинской практике

Коммуникативный барьерэто препятствие на пути адекватной передачи информации между партнёрами по общению.

Различают: фонетический, семантический, стилистический, логический, социокультурный барьеры.

  1. Семантический барьер - употребляются профессиональные термины неоправданно, без объяснения;
  2. Фонетический барьер - имеются дефекты речи, дикции, говорят быстро и невыразительно;
  3. Барьер логического непонимания - объясняют происходящее в нелогичной форме и последовательности;
  4. Стилистический - допускает несоответствующие формы поведения: фамильярность, жаргон – «бабуля», «дедуля»; не учитываются психологические особенности возраста, пола, темперамента, характера;
  5. Социокультурный - восприятие медсестры в условиях низкой авторитетности.
Категория: Мои статьи | Добавил: otti (29.03.2024)
Просмотров: 49 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: