Категории раздела

Главная » Статьи » Мои статьи

Дистанционка группа №11 от 04.05.24

Уважаемые студенты, у нас с вами лекция №8.

Вам надо пройти психологический тест (результаты запишите в тетрадь, мы их потом обсудим) и изучить теоретический материал.

- тест томаса пройти онлайн (находим в интернете или он есть у учебнике Ефимовой "Психология общения").

"Интерактивная сторона общения"

Содержание: Теория транзактного анализа Э.Берна. Позиции в общении. Манипуляции и противостояние им.  

 

Интеракция – это взаимодействие. Общение как взаимодействие между людьми.

В ходе общения для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность.

Описание взаимодействия представлен в транзактном анализе – направление, предлагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия.

С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как: Родитель, Взрослый, Ребенок. Это не социальные роли, а стратегии во взаимодействии.

Позиция «Родитель» является источником социальной преемственности, она включает в себя социальные установки поведения, усвоенные из внешних источников, преимущественно от своих родителей и других авторитетных лиц. С одной стороны, это набор полезных, проверенных временем правил и руководств, с другой – вместилище предрассудков и предубеждений.

Позиция «Надо!». Человек, занимающий эту позицию обладает набором жизненных правил, оценок, желанием и способностью помогать, опекать, учить, судить, наказывать и поощрять. Он предсказуем, ригиден, стремиться к власти.

Позиция «Ребенок» - эмотивное начало в человеке; это состояние включает все импульсы, естественно присуще ребенку: доверчивость, нежность, изобретательность, но также капризность, обидчивость и т.д.

Позиция «Хочу!». Ребенок является средоточением жизненной энергии, жизнерадостности, яркой эмоциональности спонтанности творческих способностей. Тем, кто занимает эту позицию характерны недостаток самоконтроля, избегание ответственности, беспомощность и ранимость.

Позиция «Взрослый» - источник реалистичного, рационального поведения; это состояние, кстати, не связано с возрастом (вспомните детей, взрослеющих после какой-нибудь трагедии). Будучи ориентирован на объективный сбор информации и полную ответственность за свои поступки, «взрослый» организованно, адаптивно, разумно действует, хладнокровно оценивая вероятность успеха и неуспеха этих действий.

Эта позиция объединяет «Хочу» и «Надо». Человек, занимающий в общении эту позицию ориентирован на реальность, рационален, адаптивен, руководствуется понятием целесообразности и выгоды.

У каждого человека в процессе общения актуализируются то одна, то другая из этих «частей» его личности в зависимости от ситуации и ее участников.

Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят дополнительный характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как «взрослый»., то и тот отвечает с такой же позиции.

Если один из участников адресуется к другому с позиции «взрослого», а другой отвечает с позиции «родителя», то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться.

Пр.: Жена обращается к мужу: «Я порезала палец» (В – В). Если он отвечает: «Сейчас перевяжем» ответ из (В –В).

Или «Вечно у тебя что-то случается» (Рд. – Рб.).

Или «Что же я теперь должен делать?» (Рб. – Рд.).

 

 

 

Манипуляции и противостояние им.

Манипуляция – это действия, направленные на «прибирание к рукам» другого человека, помыкание им, производимые настолько искусно, что у того создается впечатление. Будто он самостоятельно управляет своим поведением. Умелый манипулятор незаметно для своего партнера побуждает его к решениям и действиям, которые не соответствуют его (партнера) намерениям и интересам, но являются желательными для самого манипулятора.

Противостоять манипуляциям можно только посредством личностного роста. А. Маслоу, автор теории самоактуализации, дал описание наиболее полного раскрытия творческих сил у нормально развивающейся личности. Она способна объективно и непредвзято воспринимать себя и свое окружение, готова без сверхкритичности принять людей и природу, обладает простотой и естественностью поведения, независима в суждениях, уверенна в себе.

Э. Шостром разработал концепцию человека-манипулятора в противовес человеку –актуализатору.

Актуализатору свойственны честность, искренность, осознанность жизни, свобода, открытость, спонтанность, доверие, наличие веры, убеждений.

В противоположность этому для манипулятора характерны: ложь себе и другим; неосознанность жизни, автоматизированность, ведущая к апатии и скуке; контроль, закрытость, намеренность; цинизм и безверие.

Навязчивой идеей манипулятора является контроль над другими. Но чем больше он управляет другими, тем больше испытывает потребность подчиняться сам. Манипулятор относится к другим как к вещам, инструментам для достижения личных целей, а это оборачивается тем, что он и самого себя превращает в орудие своей корыстной игры.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: otti (03.05.2024)
Просмотров: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: