Категории раздела

Главная » Статьи » Мои статьи

Дистанционка гр.20А от 30.04.2024

Уважаемые студенты, у нас с вами лекция в дистанционном формате, изучите ее самостоятельно.

Лекция №3. Групповые эффекты

Групповые эффекты — это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении.

Рассмотрим  основные групповые эффекты:

Групповое мышление — феномен, нередко возникающий при коллегиальном принятии управленческих решений. Он состоит в том, что члены тесно связанной управленческой группы, стремясь прежде всего к групповому единодушию, жертвуют при этом реалистической оценкой действительности и разумным выбором путей действия. Групповое мышление связано с внутригрупповым давлением и приводит к значительному снижению эффективности принимаемых решений. История знает множество случаев, когда вследствие групповых эффектов в организации принимались крайне порочные решения, приводящие к громадным коммерческим убыткам или тяжелым военным поражениям.

Члены группы, вовлеченные в групповое мышление, настолько лояльны друг к другу, что это препятствует здравым суждениям, на которые способен каждый член группы в отдельности. Давление в пользу единодушия и лояльности внутри группы вырастает до такого уровня, что оно существенно ослабляет ее эффективность и этические принципы.

Симптомы группового мышления появляются, когда группа начинает поддаваться давлению. Выделяются следующие симптомы группового мышления:

1) Иллюзия своей неуязвимости;

2) Нивелировка у отдельных членов группы чувства личной ответственности за принимаемые решения (ведь ответственность лежит на всех, а значит ни на ком);

3) Не подвергаемая сомнениям вера в правоту группы;

4) Примитивные и стереотипные взгляды на противников или соперников («шапками закидаем...»);

5) Прямое давление на оппозиционного члена группы, выступающего против любого принятого группой стереотипа, иллюзии или обязательства;

6) Внутренняя цензура по отношению к отклонению от группового консенсуса;

7) Разделяемая всеми иллюзия единодушия;

8) Появление добровольцев, выполняющих функции «жандармов умов».

Когда в группе побеждает групповое мышление, обычно появляется самоназначенный «жандарм умов». Он охраняет лидера от предложений, которые могут того «расстроить». «Жандарм умов» оберегает лидера практически от всего, что может пошатнуть уверенность в принятой политике. Другими словами, возражения членов группы, сомневающихся в правильности решения, подавляются другими ее членами, выступающими в роли «жандармов умов».

Члены группы с высоким статусом часто оказывают влияние на членов группы с более низким статусом. Высокостатусный индивид, не особенно сильный интеллектуально и делающий ошибки в суждениях, заражает этим всю группу. Все ее члены проявляют те же недостатки, поскольку никто в группе не подвергает сомнению возможности индивида с высоким статусом.

Групповое мышление обычно возникает в очень сплоченных группах, члены которых особенно близки друг другу. Как отмечалось выше, члены группы бывают настолько лояльны друг к другу, что не хотят нарушать гармонию в группе, возражая против сомнительных решений.

Групповое мышление имеет наибольший шанс проявиться в стрессовых ситуациях. Считается, что чем более сплоченной становится группа под влиянием стрессовых условий, тем более ее члены ищут друг у друга защиты и одобрения. Чем больше члены группы зависят от одобрения друг другом, тем в большей мере они стремятся к единодушию в решениях, чтобы избежать конфликта внутри группы. Тенденция избегать конфликта любой ценой приводит к тому, что группа оказывается жертвой группового мышления: возникает опасение, что если кто-то выскажет неодобрение определенной идее, даже если она явно неприемлема для группы, другие члены группы окажут на него давление ради консенсуса.

Эффект социальной фасилитации (ингибации). Присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.

Эффект присутствия других может как усиливать, так и снижать мотивацию человека.

-Эффект «принадлежность к группе». Человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку.

- Эффект Рингельмана. По мере увеличения количества членов, в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Открыл данный эффект ученик В. Меде Макс Рингельман. Он обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов, т. е. члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий. Факторами социальной лени являются:

• наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень;

• групповая сплоченность и дружеские отношения. Люди в группах меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди;

• численность группы. Чем больше численность группы, тем выше социальная лень;

• кросс-культурные различия. Члены коллективистических культур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур;

• гендерные различия. Женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины.

- Эффект «конформизма». Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределенность ситуации и неясность информации способствуют ориентации человека на мнения других людей, они становятся определенными и ясными источниками информации.

Конформизм (конформность) - изменение пове­дения или убеждений в результате реального или воображаемого давле­ния группы.

Раз­личают:

  • внешний конформизм, когда мнение группы принимается лишь внешне, без изменений собственных убеждений,
  • внутрен­ний конформизм, когда человек действительно усваивает мнение большинства.

 

Конформизм и уступчивость тесно свя­заны с:

  • самооценкой: люди с высокой самооценкой менее склонны уступать групповым требованиям и наоборот;
  • размером группы: вероятность конформистского поведе­ния возрастает при увеличении числа членов группы.
  • публичным заявлением своего мнения:
  • если человек обязан публично заявить о своем мнении, вероятность конформизма воз­растает.
  • при возможности отвечать письменно человек освобож­дается от опасений показаться странным или смешным перед чле­нами группы.
  • наличие еще одного или нескольких несогласных повышает субъективную приемлемость и веро­ятность нонконформизма.
  • уровень конформизма зависит от пола и возраста.
  • Жен­щины в целом более конформны, чем мужчины, а дети - более, чем взрослые.
  • Подростки склонны демонстрировать конформизм в общении со сверстниками и негативизм в общении со взрослыми.
  • Конформизм зависит также от значимости для человека того или иного мнения и людей, его высказывающих.

 

-Эффект «моды» (подражания). Подражание — один из основных механизмов групповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которым подчеркивает и укрепляет их членство в группе. Эффект подражания лежит в основе любого научения и способствует адаптации людей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решению групповой задачи.

- Эффект «группового фаворитизма». Это тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы. Вот некоторые закономерности действия механизма группового фаворитизма:

• эффект группового фаворитизма сильнее проявляется в тех случаях, когда для группы очень значимы критерии сравнения по результатам деятельности и специфике взаимоотношений с другими группами, т. е. когда группы находятся в ситуации конкуренции друг с другом;

• групповой фаворитизм проявляется сильнее в отношении тех групп, критерии сравнения с деятельностью которых не только значимы для группы, но и соответствуют ее собственным критериям, т. е. в этом случае появляется возможность четкой однозначной сравнимости групп;

• членство в группе оказывается более важно, чем межличностное сходство: люди чаще предпочитают «своих», хотя и не похожих на них самих по личностным качествам, и отказывают в предпочтении «чужим», хотя и сходным с ними по взглядам, интересам, личностным особенностям;

 

Толпа - это относительно кратковременное, неорганизованное и бесструктурное скопление множества людей, обладающее огромной, несоизмеримой с индивидуальной силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг сотворить или уничтожить, поднять или опустить, дезорганизовать поведение и деятельность людей.

К основным психологическим особенностям толпы обычно относят:  кратковременность и бесструктурность скопления множества людей;  единый объект внимания;  отсутствие общей осознанной цели; высокую степень контактности людей и их пространственную близость;  чрезвычайную эмоциональную возбудимость людей;  высокую степень их конформизма и др.

Важнейшим механизмом, управляющим поведением и действиями людей в толпе, является циркулярная реакция, представляющая собой нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение людей в неорганизованных общностях и экстремальных ситуациях.

Категория: Мои статьи | Добавил: otti (27.04.2024)
Просмотров: 27 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: