Категории раздела

Главная » Статьи » Мои статьи

Дистанционка гр.20 А от 04.05.24

Уважаемые студенты, у нас с вами лекция №4. Изучите материал самостоятельно.

Тема 4. Психологический климат в медицинском учреждении

  1. Процесс развития группы

Процесс развития группы всегда проходит несколько стадий.

В группе среднего учебного заведения:

  1. l-й стадия процесс знакомства.                                                              
  • Формируются представ­ления студентов друг о друге.                                      
  • Общение проходит в основном в диадах (парах).                                                      
  • Основной авторитет - преподаватель;
  1. 2-я стадия - период формирования групповых норм.                                                    
  • В процессе общения люди приноравливаются друг к другу.                                     
  • Группа ориенти­рована на решение проблем эмоциональных взаимоотношений;
  1. 3-я стадия - стадия конфликта.                                                                      
  • Возникают столкновения меж­ду отдельными индивидами в силу переоценки ими своих возможностей, в первую очередь лидерских, и стремления решать все проблемы группы самостоятельно, не консультируясь с пре­подавателями;
  1. 4-я стадия сбалансиро­ванности завершает переход от конфликтности к сбалансиро­ванности.                                                                                                 
  • Общение внутри группы становится более открытым и конструктивным;
  • Появляются первые проявления груп­повой солидарности и сплоченности;
  1. 5-я стадия - сложившейся группы возникновение сложившейся группы с ярко выра­женным чувством «Мы». 
  • Появляются общегрупповые цели, ори­ентированные на учебу;
  1.  6-я стадия эмоциональных отношений доминирующую роль начинает играть эмоцио­нальная сфера.                                                                                             
  • Огромную ценность приобретают эмоциональные взаимоотношения, происходит переоценка групповых норм (груп­па напоминает счастливую семью).
  1. 7-я стадия - высшая стадия групповой зрелости:                                                
  • Группа сплочена и одинаково активна и в учебной деятельности, и в эмоциональ­ной сфере.  
  • Открыта для проявления и разрешения конфликтов.                                          
  • Расхождения в мнениях допускаются, пока не будет выработана общая точка зрения на проблему.

Не каждой группе удается достичь такого уров­ня развития.

 

  1. Процесс сплочения группы

На процесс сплочения могут влиять:

  • эмоциональная привлекательность членов группы;
  • сход­ство членов группы между собой: возрастное, социальное, этническое, ценностное и другое;
  • предпочитаемые группой мотивы взаимодействия: кооперация, конкуренция, индивидуализм, альтруизм, агрессия, равенство;
  • особенности групповых целей. Цели должны быть конкретны, ясны и всем понятны, не слишком отодвинуты во времени;
  • удовлетворенность каждого члена групповой дея­тельностью и своим положением в группе;
  • стиль руководства.

Социально-психологический климат

Одним из основных параметров оценки состояния группы является ее социально-психологический климат (СПК). Социально-психологический климат есть качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Психологический климат чаще всего определяется как целостное состояние группы, относительно устойчивый и типичный для нее эмоциональный настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности и характер межличностных отношений.

В структуре СПК можно выделить два основных компонента. 1. Когнитивный компонент – восприятие коллектива отдельными его членами. 2. Эмоциональный компонент – отношение сотрудников к коллективу. Эти компоненты тесно взаимосвязаны. Эмоциональный и когнитивный компоненты СПК определяют третий компонент – поведенческий. Не всегда отношение к коллективу проявляется в конкретном поведении, но все же очень часто в поведении проявляется СПК. Так, стремление сотрудников взять больничный, желание уединиться, не участвовать в общих чаепитиях, наличие конфликтного поведения и т. п. часто указывают на неблагоприятный СПК.

Виды социально-психологического климата

1. Благоприятный психологический климат. 2. Неблагоприятный психологический климат. Важнейшими признаками благоприятного психологического климата коллектива являются:

1) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;

2) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

3) отсутствие давления на людей  и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

4) достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

5) удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

6) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива;

7) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.

Неблагоприятный психологический климат характеризуется:

- напряженностью отношений между членами группы;

- конфликтность;

- преобладание плохого настроения;

- успехи вызывают зависть, неудачи - злорадство;

- каждый инертен, пассивен;

- коллектив распадается на привилегированных и отверженных;

- коллектив невозможно собрать на совместное дело;

- неудовлетворенность от членства в группе.

СПК коллектива – результат влияния множества факторов.

 I. Макросоциальные факторы – влияние общества. Обусловливаются совокупностью материальных, культурных и идеологических условий, в которых живут члены коллектива как граждане определенной страны.

II.Микросоциальные факторы – особенности конкретного предприятия или учреждения, социальной группы.

Виды микросоциальных факторов

1. Физический микроклимат – наличие привычных условий труда, которые обеспечивают людям удовлетворение их естественных потребностей (организация и дизайн пространства, наличие удобств, мест питания и т. п.). Неоправданное отсутствие этих условий порождает раздражительность и другие отрицательные эмоции, что негативно влияет на общий СПК.

2. Психологическая совместимость работников – один из важнейших факторов СПК. Имеется в виду оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников.

Уровни совместимости людей в группе:

а) на уровне темперамента (психофизиологическая совместимость) используется принцип комплементарности, т. е. взаимодополнения индивидных качеств партнеров;

б) на уровне распределения ролей также работает принцип комплементарности – если все члены коллектива будут стремиться к лидерству, СПК ухудшится;

в) на ценностно-смысловом уровне включается принцип согласованности: совместимыми будут люди, имеющие схожие жизненные цели, ценности. Для описания этого уровня используют термин «ценностно-ориентационное единство коллектива» (ЦОЕ) – для достижения благоприятного психологического климата все члены коллектива должны быть объединены общими целями и ценностями, совпадающими с таковыми организации в целом;

г) психологическая совместимость в группе

В процессе совместной деятельности членам малой группы необходимо вступать в контакты друг с другом для передачи информации и координации своих действий. От уровня такой координации зависит продуктивность группы, каким бы видом деятельности в ней ни занимались. В свою очередь, этот уровень зависит от той или иной степени психологической совместимости членов группы.

Психологическая совместимость – способность членов группы к совместному бесконфликтному и согласованному взаимодействию в условиях совместной деятельности.

Совместимость бывает обусловлена как сходством каких-либо одних свойств членов группы, так и различием их других свойств. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности, так что данная группа представляет собой определенную целостность.

Психологическая совместимость в группе важна во всех без исключения сферах совместной деятельности людей. Наличие психологической совместимости членов группы способствует их лучшей срабатываемости и в итоге – большей эффективности труда.

Критерии оценки совместимости:

  • результаты совместной деятельности;
  • эмоционально-энергетические затраты ее участников;
  • удовлетворенность участников этой деятельностью.

Можно выделить уровни психологической совместимости: психофизиологический и социально-психологический.

Психофизиологическая – определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций, синхронизация темпа совместной деятельности.

  • психологический:
  • общительность;
  • трудолюбие;
  • добросовестность;
  • ответственность и т. д.
  • психофизиологический:
  • совместимость по уровню физического и психомоторного развития;
  • одинаковое проявление основных психических процессов и сенсомоторных функций;
  • единую степень тренированности группы в тех или иных профессиональных навыках и умениях;
  • согласованность в динамике временных и силовых показателей высшей нервной деятельности и других функциональных систем организма, совместимость по темпераменту и т. д

Социально-психологическая – эффект оптимального сочетания типов поведения людей в группе, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций.

  • социально-психологический:
  • общность целевых установок у членов группы, мотивов деятельности;
  • общность их ценностных ориентации;
  • единство в понимании задач, отношения к деятельности и товарищам и т. д.;

Психологическая совместимость позитивно влияет на производительность и качество труда. Совпадение по всем уровням говорит о полной психологической совместимости.

Полное несовпадение приводит к возникновению психологического барьера, когда люди не воспринимают друг друга, не желают и не могут общаться.

Психологическая несовместимость для любой малой группы это:

  • различие ценностных установок;
  • отсутствие дружеских связей;
  • неуважение или неприязнь людей друг к другу;
  • неспособность в критических ситуациях понять друг друга.

Все это отрицательно влияет на сработанность группы и препятствуют совместной деятельности.

На совместимость людей в группе большое влияние оказывают типы коммуникативного поведения.

Типы коммуникативного поведения:

  1. Индивиды, стремящиеся к лидерству, способные решать задачи, только подчиняя себе других членов группы.

Например, если человек, стремящийся к лидерству, не может заставить остальных следовать его приказам, он может отказаться от участия в работе, или остаться и вести себя пассивно.

  1. Индивидуалисты, пытающиеся решать задачу в одиночку.

Например, если же группа состоит в основном из индивидуалистов, то каждый из них стремится действовать обособленно от других, сам по себе.

  1. Приспосабливающиеся к группе (конформисты), легко подчиняющиеся приказам других ее членов.
  2. Коллективисты, стремящиеся решать задачи совместными усилиями, они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.

Например, оптимально, когда члены групп активны и обмениваются информацией между собой, действуя коллегиально.

Для составления данной лекции использовался материал:

- Ефимова Н.С. "Психология общения"

- Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей.

- Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений.

- Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология.

Категория: Мои статьи | Добавил: otti (03.05.2024)
Просмотров: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: