Категории раздела

Главная » Файлы » Мои файлы

Методические указания по написанию ессе для студентов
09.02.2016, 19:01

Методическое обоснование.

Методические указания предназначены для студентов Медицинского колледжа №1 для специальностей: "Сестринское дело" и "Лечебное дело", изучающих учебную дисциплину "Психология". Разработаны в соответствии с требованиями ФГОС на основе рабочей программы дисциплины "Психология" и позволит обучающимся приобрести общие компетенции (ОК1., ОК4., ОК5., ОК8., ОК10., ОК11.) Методические указания содержат рекомендации по написанию эссе и излагают основные требования, предъявляемые к данному виду письменной работы.

Методические указания для студентов. 1. Введение

Написание эссе представляет собой один из важнейших элементов учебного процесса, форму учебной и одновременно творческой работы студента. Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии у студента таких навыков, как самостоятельное творческое мышление, последовательное и логичное изложение собственных мыслей, обоснование своей точки зрения. Написание эссе позволяет студенту научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать свои идеи соответствующими примерами, аргументировать свои выводы, овладеть научным стилем речи. Эссе (фр. essai - "опыт", "набросок") - публицистический жанр, представляющий собой размышление над какой-либо нетривиальной проблемой; свободный, но аргументированный интеллектуальный поиск. Эссе предполагает подчеркнуто индивидуальную позицию автора. Здесь Вы - единственный творец. Сочинение в жанре эссе требует от студента не только умения продемонстрировать "сумму знаний", но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях. Написание эссе расширяет Ваше видение мира и самого себя. Хорошие эссе преодолевают необоснованные шаблоны и стереотипы, которые многим из нас присущи. Поскольку эссе есть попытка самостоятельно и углубленно разобраться в той или иной серьезной проблеме, ничто так не противопоказано этому жанру, как поверхностность. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В некоторых случаях это может быть подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

2. Специфика эссе. В отличие от реферата, эссе - это: - сочинение небольшого объема (от 2-х – до 10 стр. машинописного текста, не включая титульный лист); - написанное на конкретную тему (труд, посвященный анализу широкого круга проблем, не может быть выполнен в жанре эссе); - свободной композиции (в студенческом эссе не требуется такого раздела, как «оглавление» с четким перечислением глав и параграфов в силу небольшого объема работы); - выражающее индивидуальные впечатления и соображения студента по конкретному вопросу; - эссе не претендует на исчерпывающее раскрытие темы и представляет всего лишь попытку студента передать свои собственные взгляды на проблему и соображения с нею связанные. Основные типы эссе по дисциплине «Психология». Эссе по психологии можно написать: 1) как размышление на определенную тему или по поводу высказывания (афоризма) какого-либо философа, психолога; 2) как рецензию на прочитанную психологическую книгу (или фрагмент текста произведения – главу, параграф и пр.). Каждый из этих видов эссе имеет свою специфику, как в процессе подготовки, так и непосредственно в написании.

Эссе как рецензия. Под рецензией (от лат. resensio – обследование) обычно понимается критический разбор какого-либо научного или художественного произведения, кинофильма, спектакля и т.п. Студенческая рецензия по психологии – это небольшая аннотация на прочитанный текст, в которой обязательно должна содержаться личная оценка студента, его отношение к изложенным в тексте идеям. Студенту необходимо помнить, что рецензию нельзя писать по принципу «мне нравится – мне не нравится». Это должен быть аргументированный анализ текста с использованием философских, психологических категорий и изученных психологических концепций. При написании эссе-рецензии рекомендуется придерживаться следующего примерного плана работы: Во-первых, целесообразно начать с библиографического описания рецензируемого текста (указать автора, название, время написания). Затем можно изложить свое первое, непосредственное личное впечатление от знакомства с текстом и дать краткое изложение его содержания. (При этом необходимо помнить, что подробный пересказ текста является отступлением от жанра работы и снижает ее ценность). Следующий важный этап работы – это анализ текста произведения. Здесь необходимо, к примеру, объяснить смысл его названия (как вы его поняли), изложить главные идеи произведения, ваше понимание цели рецензируемой работы и пр. Заключительная часть эссе-рецензии должна быть посвящена аргументированной оценке содержащихся в рецензируемом произведении идей и личным размышлениям студента об актуальности данного философского труда.

Эссе как размышление. Второй тип эссе - это свободное размышление над каким-либо философским, психологическим вопросом или афоризмом известного философа, психолога. Афоризм – законченная мысль, выраженная в емкой, сжатой форме – прекрасный материал для написания эссе, поскольку допускает различные трактовки; поиск ответа на вопрос «Что автор хотел этим сказать?» позволяет студенту максимально проявить свои творческие способности. Несмотря на определенную (по сравнению с рефератом) свободу самовыражения, эссе не следует писать спонтанно. Хорошее эссе может получиться только в результате серьезной работы и тщательной предварительной подготовки. Студентам можно порекомендовать следующие этапы работы по написанию эссе как размышление над проблемой: 1)Необходимо уяснить суть вопроса, который вы намереваетесь рассмотреть в своей работе и четко определить свою позицию в этом вопросе. 2) Найти в литературе или сформулировать самому иные, в том числе - альтернативные точки зрения по рассматриваемой проблеме. 3) Изучить дополнительную литературу с целью подбора примеров и цитат, которые помогут аргументировано обосновать свою точку зрения и критически проанализировать взгляды, не совпадающие с вашей позицией; здесь можно использовать не только тексты философских и психологических произведений, но и литературные источники, материалы из средств массовой информации, конспекты лекций и т.п.; 4) В заключении не забыть сформулировать вывод, обобщающий свою точку зрения. Большую часть эссе должен составлять самостоятельный авторский текст, опирающийся на изученную студентом литературу и его собственное видение проблемы. В то же время, при написании эссе бывает целесообразно приводить соответствующие цитаты из используемых публикаций. Цитаты обычно применяются при необходимости подчеркнуть оценку той или иной проблемы определенным автором. Не следует злоупотреблять их количеством, а также использовать громоздкие цитаты, – эссе не должно быть простой сводкой чужих мнений и мыслей. Цитаты вносятся в текст эссе без искажения смысла, и в конце страницы на них делаются сноски, содержащие ссылки. Недопустимо чужие положения и выводы давать без ссылок, а тем более выдавать их за собственный авторский текст. Такая практика является литературным воровством, плагиатом, и наказывается неудовлетворительной оценкой. Поэтому очень важно умение пользоваться правильно оформленным библиографическим аппаратом. Также в эссе нельзя давать «глухих» ссылок – т. е. ссылаться на какие-то положения без указания автора и его труда. Например, недопустима конструкция: «Один из авторов, занимающихся этой проблемой, в своей работе сделал вывод о том, что…». Необходимо указывать конкретно, какой это автор, и в каком из своих трудов он сделал соответствующий вывод. Все прямые (дословные) цитаты должны быть заключены в кавычки и снабжены соответствующими библиографическим ссылками – в форме сносок. Ссылка должна содержать ту информацию, которая позволяет однозначно идентифицировать документ. Такая ссылка дает читателю возможность проверить автора, а в случае необходимости самому обратиться к указанному документу. В процессе написания эссе требуется показать хорошее знание предмета исследования, а также продемонстрировать умение правильно излагать собранный материал, доказывать состоятельность своих высказываний и выводов. Под доказательством подразумевается совокупность приемов обоснования истинности какого-либо суждения. Структура доказательства включает в себя три составляющие: тезис (положение, которое требуется доказать), аргументы (факты, истинность которых установлена и которые используются для подтверждения тезиса) и демонстрацию (логические построения, связывающие тезис с аргументами). Помимо выводов, логически вытекающих из приводимых аргументов, автор эссе также может высказывать оценочные суждения, основанные на его личных убеждениях. Эссе должно представлять собою целостное произведение, поэтому все его части должны иметь логическую взаимосвязь. Автору нужно стремиться к тому, чтобы выводы и обобщения, сделанные им в работе, были достаточно самостоятельными и аргументированными и содержали четко выраженную авторскую позицию.

3. Структура эссе Эссе, ввиду его небольшого объема, обычно формально не структурируют (то есть, не разбивают на главы, параграфы, не выделяют в качестве особых разделов «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список литературы»). Тем не менее, в содержательном плане в тексте должны быть введение, основная часть и заключение. 1. Титульный лист (заполняется по единой форме); 2. Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически; На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?, «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?». Вступление образуется в результате критического осмысления некоего тезиса-гипотезы. Это может быть понравившийся афоризм или группа афоризмов, чье-то или ваше собственное суждение, оценка какого-либо факта. Во вступлении фокусируется внимание на проблематике эссе, ставятся ключевые вопросы. Не лишним будет указание на актуальность (значимость для современного общества) проблемы эссе. Здесь мало согласиться или не согласиться с чьим-нибудь мнением. Постарайтесь увидеть недостаточность этого мнения, продолжите, дополните его. В согласии или возражении принципиально важно поискать и найти второй аргумент. Потом еще, и еще. Нужна последовательность аргументов. Каждая мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы. Аргументы - это факты, явления общественной жизни, жизненные ситуации, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность. 3. Основная часть - посвящена анализу главной проблемы, занимает большую часть объема эссе, это теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. Основное содержание эссе представляет собой анализ первоначального тезиса-гипотезы, который невозможен без поиска возражений, формулирования противоположных точек зрения, нахождения парадоксальных решений, поиска примеров из публицистики, художественной литературы, из опыта собственной жизни. Основную часть эссе должен составлять самостоятельно написанный текст, выражающий личное мнение, субъективную позицию студента – автора эссе. 4. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Заключение должно содержать ответ на вопрос: "Что можно сказать о проблеме, поставленной в начале эссе?", содержать обобщения и аргументированные выводы по теме эссе, причем здесь допустимы повторы идей и положений, высказанных в основной части. Главное назначение этого раздела – дать понять преподавателю (или любому другому читателю этого эссе), к каким выводам и почему в итоге пришел студент.

4. Правила оформления Независимо от типа эссе (рецензия или размышление над проблемой) оно оформляется по единым требованиям. Объем эссе – от 2-х до 10 страниц печатного текста. Листы должны быть пронумерованы и скреплены вместе. Гарнитура шрифта – Times New Roman. Размер шрифта– 14 кегль. Параметры страницы: верхнее и нижнее поле – 2 см, правое – 3,5 см, левое – 1,5 см; абзац – 1,25 см. Межстрочный интервал – 1,5. Выравнивание текста производится по ширине страницы. Нумерация страниц проставляется в правом нижнем углу. Титульный лист эссе оформляется в соответствии с установленным стандартом (см.: «Приложение 1.»).

5. Оценивание эссе За работу по написанию эссе студент может получить, в зависимости от ее качества, от 1 до 10 баллов. Общие требования к качеству эссе оцениваются по следующим критериям: Критерий Требования к студенту Максимальное количество баллов Знание и понимание теоретического материала. - определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры; - используемые понятия строго соответствуют теме. 2 балла Анализ и оценка информации - грамотно применяет категории анализа, умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений; - способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению; - диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации); - дает личную оценку проблеме. 4 балла Построение суждений - ясность и четкость изложения; - выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией; - приводятся различные точки зрения и их личная оценка. 3 балла Оформление работы - работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат; - соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; - оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации. 1 балл

Категория: Мои файлы | Добавил: otti
Просмотров: 3819 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.5/15
Всего комментариев: 0